"Старые" авиакомпании борются за выживание
23.02.2010, 16:00
В последние годы индустрия авиаперевозок переживает нелегкие времена. Крупнейшим компаниям, таким как Lufthansa и BritishAirways (BA), приходится особенно сложно.
"Обе эти компании – авиаперевозчики с традициями, им непросто приспосабливаться к жизни в XXI веке", - замечает Джон Стрикленд, директор консалтинговой компании JLS Consulting.
Глубокая, а местами еще продолжающаяся экономическая рецессия вынудила многих деловых людей снизить дорожные расходы и путешествовать эконом-классом или бюджетными авиалиниями, такими как Easyjet и Ryanair.
Lufthansa, BA и им подобные компании сейчас вынуждены думать не о том, когда же восстановятся их доходы от пассажиров первого и бизнес-классов, а стоит ли им вообще рассчитывать на то, что это произойдет.
Они приходят к выводу, что им больше не удастся опираться на прежнюю бизнес-модель, когда те, кто путешествует за занавеской в переднем салоне, фактически субсидируют пассажиров экономического класса.
Так что для поддержания доходов – и более того, ради собственного выживания – они хотят пересмотреть сами основы своей деятельности.
Забастовки
Это оказывается очень непросто, поскольку многие нововведения встречаются с ожесточенным сопротивлением со стороны рядовых сотрудников компаний.
"Им не удается заручиться поддержкой собственных работников", - говорит Джон Стрикленд.
Забастовка пилотов Lufthansa и до сих пор не решенный конфликт в British Airways - это всего лишь два последних из целого ряда случаев, когда эти и другие крупные европейские авиакомпании оказываются "заложниками под угрозой забастовок", - говорит Садж Ахмад, аналитик компании FBE Aerospace.
"Air France, Lufthansa, British Airways и Alitalia в числе прочих понесли серьезный урон в результате стачечных действий", - напоминает он.
Утрата рынка
BA уже несколько месяцев живет под угрозой забастовки, а в случае Lufthansa, конфликт очень непростой, и предотвратить нынешнюю забастовку было невозможно, считает аналитик компании Equinet Йохен Ротенбахер.
Это разумеется отражается на их доходах, поскольку потенциальные пассажиры предпочитают летать другими компаниями, где речь не идет о забастовках и возможной отмене рейсов.
"Клиенты в такой ситуации выбирают бюджетные и ближневосточные авиакомпании, которые предлагают лучшее и более надежное обслуживание", - отмечает Садж Ахмад.
"На рынке дальних перевозок группа арабских авиакомпаний стремится выйти на доминирующие позиции в полетах из Европы в Южное полушарие и дальше", - говорит он.
Кроме того, клиентов привлекает удобство пересадки для транзитных пассажиров на Ближнем Востоке: она организована зачастую лучше, чем в Европе, - добавляет Джон Стрикленд.
И Ахмад, и Стрикленд согласны в том, что авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, такие как Singapore Airlines, Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways, предлагают лучший сервис тем пассажирам, кто платит по высшим расценкам.
Между тем на внутриевропейских полетах значительная часть бизнеса традиционных перевозчиков отошла новым, бюджетным компаниям.
Ryanair и Easyjet давно опередили BA по числу пассажиров. По словам Джона Стрикленда, Ryanair перевозит вдвое больше людей, чем ветеран британских авиалиний.
Жесткая конкуренция
В ответ "старые" европейские компании избрали курс на объединение усилий.
В 2004 году произошло слияние Air France и голландской KLM. Lufthansa скупила несколько мелких конкурентов, а BA намеревается слиться с испанской Iberia, а также вступить в альянс с American Airlines.
Слияния компаний-авиаперевозчиков позволяют им снизить расходы, однако, поскольку как правило речь идет и о значительном сокращении персонала, такие планы встречают резкое сопротивление работников.
Не пользуются популярностью у объединенных в профсоюзы сотрудников и другие меры по снижению расходов - в том числе шаги к повышению производительности, снижение заработных плат и премий.
В свою очередь, бюджетные линии широко пользуются услугами работников, которые предоставляются кадровыми агентствами и не состоят в профсоюзах. Это же позволяет им избежать выплат в пенсионные фонды. А азиатские и ближневосточные компании, как говорит Садж Ахмад, "занимают жесткую линию на переговорах по контрактам".
Награда за верность
Крупные европейские авиакомпании также заключают соглашения с партнерами в других частях света в рамках альянсов SkyTeam, Star Alliance и Oneworld Alliance.
По этим соглашениям пассажиры могут приобретать единый билет для полетов самолетами сразу нескольких авиалиний и при этом зарабатывать призовые мили на протяжении всего перелета.
"Это позволяет компаниям сохранять многих ценных пассажиров бизнес-класса", - поясняет Джон Стрикленд.
Однако опоры на пассажиров, которые платят высшие расценки, этим авиакомпаниям будет недостаточно для гарантированного успеха в будущем.
Источник: www.bbcrussian.com