Российская казна пустеет — военные траты растут
18.12.2025, 12:44
Из презентации главы Минобороны РФ Андрея Белоусова, показанной 17 декабря на заседании коллегии МО РФ, в 2025 году расходы российского бюджета, «непосредственно связанные со специальной военной операцией», достигли 5,1% ВВП.
Отметим, что по прогнозу Минэкономразвития, ВВП России в этом году составит 217,3 триллиона рублей (около $2,7 триллиона). Исходя из этого, прямые военные расходы можно оценить примерно в 11,1 триллиона рублей (около $137 миллиардов).
СМИ отмечают, что Минобороны РФ впервые напрямую раскрыло прямые затраты на войну*. Ранее публиковались только общие расходы по статье «Национальная оборона», куда входят строительство, разработка вооружений и другие направления.
Согласно данным российского Минфина, в 2025 году расходы на «Национальную оборону» составляют 13,5 триллиона рублей (около $167 миллиардов). То есть около 82% этой суммы приходится на войну* с Украиной.

Таким образом, на оборону Россия тратит больше, чем на две крупные социально экономические статьи вместе взятые: «Социальную политику» (6,9 триллиона рублей) и «Национальную экономику» (4,4 триллиона рублей)!
На этом фоне вполне естественно, что правительство РФ лихорадочно ищет деньги: дефицит бюджета по итогам года ожидается на уровне 5,7 трлн рублей ($71 млрд), или около 2,6% ВВП. Это сигнал: государство постепенно «проедает» накопленные резервы.
Главная причина понятна — рост военных расходов. К этому добавляются стремительно падающие нефтегазовые доходы, увеличение расходов на обслуживание госдолга и соцобязательства.
Российская власть решение нашла, но, традиционно, понравится оно далеко не всем. Чтобы пополнить бюджет, власти повышают налоги. Минфин предложил увеличить ставку НДС с 20 до 22%, а порог выручки, с которого начинается обязанность по его уплате, снизить с 60 до 10 млн рублей. Для понимания: столько зарабатывает небольшая шаурмечная в Москве за год.
И действительно, по оценкам аналитиков и экономистов, данная мера может принести бюджету 1,2-1,3 трлн рублей за год. Однако, эта сумма не решает проблему дефицита, а лишь немного ее смягчает.
Платить придется и бизнесу, и прежде всего – населению РФ. Больше всего пострадают отрасли с низкой маржой: ритейл, автопром, общепит, бытовые услуги, транспорт. В строительстве и девелопменте рост издержек при слабом спросе снизит прибыльность проектов.
Последствия будут разными. «Банки и страховые компании напрямую не затронуты, поскольку их услуги не облагаются НДС, но влияние может проявиться косвенно — через падение спроса на кредиты и страховки со стороны бизнеса и населения», — заявили СМИ эксперты.
Сельское хозяйство и фармацевтика пострадают меньше — для большинства их продукции ставка НДС останется 10%, что частично смягчит удар. А вот экспортеры могут даже выиграть. В плюсе, скорее всего, останутся нефтехимия и агроэкспорт — они не платят НДС внутри страны и компенсируют рост издержек за счет ослабления рубля.
В результате налоговая реформа может изменить саму структуру экономики: экспортеры и крупные игроки укрепят позиции, а малый и средний бизнес окажется под угрозой сокращений и банкротства, а подавляющая часть населения вступят на тропу усиленного обнищания.
Китай потирает руки
Бизнес в России и без того все чаще сомневается в будущем. Власти призывают к импортозамещению, но собственное локальное производство абсолютно теряет конкурентоспособность на фоне дешевого китайского импорта.
«У нас небольшая маржа. С новыми правилами придется поднимать цены или закрываться. А если покупатели не примут новые цены, придется сокращать издержки и персонал», — рассказал СМИ представитель компании по производству строительного оборудования.
«Мы уже начали включать в контракты формулировку: в случае изменения налоговой ставки цена может быть скорректирована без подписания дополнительных соглашений, — также поясняет один из участников рынка. — Мы просто не можем взять на себя эту разницу».
Компании сейчас пересчитывают авансы, аренду, частичные оплаты и контракты, переходящие на следующий год. Но даже так риски остаются. «Для части клиентов даже 2% — критично. Мы можем потерять покупателей. При этом подорожает все — от логистики до сырья. Рынок поднимет цены почти одномоментно», — добавляет источник.
Особое беспокойство вызывает снижение лимита по упрощенной системе налогообложения — с 60 до 10 млн рублей. Это означает, что даже самые маленькие фирмы, которые раньше работали без НДС, теперь попадут под его действие. Для них это не только рост издержек, но и усложнение бухгалтерии, а значит, риск закрытия или ухода в тень.
По словам вице-президента аналитической компании «Борселл» Ольги Веретенниковой, последствия здесь очевидны: «Увеличение доли неучтенного оборота, рост схем дробления бизнеса, фиктивные поставки или попытки искусственно занижать выручку, чтобы остаться ниже порога в 10 млн руб».
Она поясняет: для нейтрализации этого эффекта регулятору придется усилить контроль за «дроблением» и повысить привлекательность легального статуса, например, через упрощение доступа к кредитам, господдержке и госзаказам для компаний, работающих «в белую».
«Налог на бедных»
Для населения эффект проявится через рост цен. В развитых странах НДС часто называют «налогом на бедных» — именно низкодоходные группы сильнее всего ощущают его последствия. Подорожают не только крупные покупки, но и повседневные товары. Инфляция может достигнуть 6,5–7 % в первый год, оценивает Веретенникова.
«В долгосрочной перспективе потребительский эффект частично сгладится, но краткосрочно он снизит покупательскую способность населения, особенно домохозяйств с низкими доходами», — прогнозирует эксперт.
Инвестиционный советник Юлия Кузнецова уверена: «Рост НДС всегда частично перекладывается на потребителя. Уже через 2–3 квартала после введения меры это приведет к ускорению инфляции. Особенно пострадают внутренние отрасли, ориентированные на массового покупателя, где цена чувствительна к каждому проценту».
Эксперты называют реформу компромиссом между фискальной необходимостью и экономическими издержками. Да, бюджет укрепится, но малый бизнес и внутренний спрос пострадают. «Успех инициативы будет зависеть от того, появятся ли компенсирующие меры, поддержка МСП, гибкая политика ЦБ, позволяющей смягчить проинфляционный эффект», — отмечает Веретенникова.
По ее словам, альтернатива есть: «Сделать систему налогообложения более гибкой — развивать прогрессивные ставки, поддерживать компании, вкладывающие прибыль в развитие, и давать налоговые каникулы производственникам. Нагрузку можно распределять не только по налогам, но и по типам бизнеса».
В краткосрочной перспективе повышение НДС действительно поможет бюджету сократить дефицит. Но в долгосрочной — может ослабить экономику, лишив ее рабочих мест, инвестиций и роста.
* - по оценкам институтов российского режима, в Украине производится СВО по денацификации и демилитаризации украинского государства и населения









