ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Что ждет "Суперджет New"?

Что ждет "Суперджет New"?

21.09.2020, 18:39

Презентация планов по конструированию нового воздушного судна на базе «Сухого Суперджета» - версии «NEW» - оставила у меня неоднозначные впечатления, которыми я постараюсь с вами поделиться. 


Судите сами. С одной стороны, крайне радуют попытки восстановления отечественной гражданской авиации. Несмотря на все потуги топ-менеджеров «Аэрофлота», всеми силами отстраняющихся от статуса _государственной_ компании и обосновывающими свои интересы в сфере закупок иностранных лайнеров якобы экономическими причинами, несмотря на признания чиновников Airbus о даче взяток российским должностным лицам на закупку их лайнеров - несмотря на все это, в России есть ресурсы, есть плацдарм для восстановления нашего самолетостроения. 

Как знать, возможно в нашем светлом будущем виновных в развале практики использования отечественных самолетов посадят, и вместо позорного с точки зрения откатов и коррупции статуса «авиакомпании с самым молодым авиапарком» наш «Аэрофлот» станет прекрасной базой для разработки, внедрения в эксплуатацию и рекламирования российских лайнеров. 

С другой стороны почему-то в вопросах создания новых лайнеров мы - и не только авиалюбители и эксперты, но и отраслевые чиновники - постоянно упускаем из виду вопрос внедрения в эксплуатацию. И это катастрофическая ошибка! 

Самолет - довольно сложный механизм, думаю в этом никаких споров быть не может. Даже новые модели автомобилей покупатели брать зачастую опасаются, предпочитая, чтобы конструкция имела проверенный временем статус. С самолетами сложнее, в них и деталей больше, и скорость повыше, да и вообще-то они летают в небесах с пассажирами на борту, тут не получится запустить десятка два лайнеров в небо и просто подождать, как поведут себя со временем те или иные механизмы. 

Так вот, я не очень представляю, как введение в эксплуатацию будет происходить. Вот наши инженеры совершат подвиг, в тяжелейших условиях доработав «Суперджет NEW» и запустив его в производство. Дальше что? «Сухой» опять подпишет с «Аэрофлотом» соглашение, по которому будет платить ему за каждый час, проведенный самолетом на земле, а авиакомпания продолжит запускать в небо «Боинги» и «Эирбасы». Так происходит и с обычным «Суперджетом», так произойдет и с новой моделью. Потому что нет никакой мотивации полноценно внедрять и апробировать новую технику, когда иностранные «друзья» так щедры, если вы понимаете о чем я. 

Потом, другая проблема - у нас по факту полностью отсутствует процедура расследования авиационных инцидентов. Да-да, можете мне поверить. У МАКа («Международный авиационный комитет», структура, которая в России расследует все авиакатастрофы, параллельно сертифицируя самолеты, что само по себе является абсурдом) всегда один ответ на любое крушение - виноваты пилоты. Судя по всему, следственный комитет тоже придерживается подобной логики. 

А что? Это очень удобно. Потому что если потянуть ниточку дальше, возникает слишком много вопросов к «уважаемым» в узком кругу своих друзей людям. Та страшная катастрофа «Суперджета» в Шереметьево - сколько вопросов она вызвала? Вот даже навскидку, не углубляясь - вопрос работы детали-концентратора, в том числе в связи с информацией о регулярной перезагрузке экипажами бортового компьютера, так и не нашел достойного отражения в материалах дела. Пилот виноват, вот и все! Все разговоры про недостаток подготовки пилотов, про экономию топ-менеджмента, спонсирующего английский футбольный клуб, на обучении экипажей ручному управлению - все это так и осталось разговорами. Ну не будешь же вызывать в СК господина Савельева для допроса о том, почему он заполонил руководящие кресла государственной авиакомпании своими друзьями-экономистами и выходцами из АФК «Системы» вместо авиационных специалистов. Пилот виноват, вот и все! 

Что там говорить, если даже к проведению спасательной операции силами аэропорта Шереметьево у следствия нет никаких вопросов. Это в истории с катастрофой вообще поражает меня больше всего. 

Вот смотрите. Следственный Комитет выкладывает в «Ютуб» страшные кадры с тушением пожара. Только вот почему-то не все. Из ролика банально вырезан кусок ожидания спасателей. 

Вот ты смотришь, как люди в полном одиночестве спасаются из горящего самолета: 






Зачем так делать? Раз уж решили гласность проявить, идите до конца - люди уж как-нибудь справятся с просмотром жутких кадров горящего в гордом одиночестве самолета. 

Вот из-за подобного «тихушничества» у нас в авиационной сфере порядка и не будет. Любая катастрофа - виноват пилот. Владелец аэропорта, олигарх Пономаренко, несмотря на все его багажные коллапсы и вылетевшие с плохо почищенной по зиме полосы самолеты - герой премий за эффективность. 

Главарь «Аэрофлота» Савельев, спонсор «Манчестер Юнайтеда», убийца котов и собак, отрезающий Дальний Восток от России и способствующий росту сепаратистских настроений - «профессионал» и «неприкасаемый». 

Глава «Росавиации» Нерадько, открывающий третью полосу на фоне неотселенных жилых домов, глава Минтранса Дитрих, согласовавший передачу государственного имущества кипрскому оффшору в концессию за тысячу рублей в год - все они не становятся героями расследований СК, Прокуратуры и МАКа. Зато этими «героями» становятся простые пилоты. Если повезло, и ты посадил самолет на кукурузное поле, не убив никого - будут носить на руках, звать на ток-шоу, возможно даже нарисуют твое лицо на панельной многоэтажке. Ну а если у тебя «заглючил» блок-концентратор, а потом тебе пришлось делать то, чему тебя вследствие «экономии» и «оптимизации» не учили, и ты чуть не погиб - тогда уж, будь добр, посиди за этих благородных господ. 

Ну или можешь умереть на рабочем месте от перенапряжения, и твоя семья будет вынуждена позориться в судах, пытаясь забрать у изворотливых юристов положенные им по закону деньги за утрату кормильца, а твои вроде как «коллеги» по фирме будут рассказывать, что ты, негодяй, справки покупал, а в кабине самолета условия такие же, как в гостиничном номере. Ну или любую другую чушь. 

И в эти условия мы хотим бросить ещё один новый самолет? М-да. И что из этого может выйти?



Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer