Зачем Виталий Савельев раскачивает лодку?
02.09.2019, 11:41
«Сепаратизм - идеология и основанные на ней политические движения, направленные на отделение части территории от существующего государства и ликвидацию его сувернитета над ней»
Большая Российская энциклопедия.
Я не просто так начал свое повествование с определения сепаратизма. Тема, которая побудила меня написать этот текст - интервью Виталия Савельева (которое, на самом деле, никакое не интервью, а программное заявление о выбранном им направлении развития, хоть я и не уверен, что термин «развитие» здесь применим), которым он поднял настоящий вихрь возмущения как среди политиков, так и среди простых граждан восточной части нашей великой страны.
Давайте пробежимся по «интервью». Открывающееся с привычной уже для господина Савельева «отфотошопленной» картинки, интервью сразу же началось с вопроса журналиста о ценах на керосин, что позволяет мне уверенно говорить о том, что не только ответы, но и вопросы были написаны пресс-службой «Аэрофлота».
Слишком очевидно, друзья. Кумовство, активное использование «лесозаготовительных инструментов» (если вы понимаете, о чем я) и крайняя степень непрофессионализма топ-менеджмента авиакомпании, отстаивающего лишь свои собственные интересы, приводит к тому, что при снижении качества предоставляемых услуг значительно повышаются издержки (что видно и по финансовой отчетности). Главная мантра, «спасающая» руководство авиакомпании-монополиста от закидывания тухлыми помидорами - постоянный рассказ про безумно подорожавшее авиационное топливо.
Я не специалист в области авиакеросина, поэтому все, что мне остается - залезть на сайт Росавиации и посмотреть на стоимость авиакеросина в официальном отчете. Итак, возьмем Шереметьево. В аэропорту три топливозаправочные компании. Давайте составим небольшую табличку и посмотрим, как менялись цены на топливо (я возьму только некоторые месяцы в случайном порядке, чтобы не забивать голову слишком сильно):
|
АО «Аэро-Шереметьево» |
ЗАО «ТЗК Шереметьево» |
ООО «Газпромнефть - Аэро Шереметьево» |
Декабрь 2017 |
44950 |
45300 |
44300 |
Январь 2018 |
44950 |
45300 |
44300 |
Апрель 2018 |
44950 |
43000 |
42300 |
Май 2018 |
44950 |
44500 |
43300 |
Ноябрь 2018 |
46860 |
50800 |
46272 |
Декабрь 2018 |
46860 |
50800 |
47272 |
Январь 2019 |
46860 |
48300 |
47272 |
Февраль 2019 |
46860 |
46800 |
47272 |
Выросли ли цены на авиатопливо? Да, конечно выросли. Оправдывает ли подобный рост падение прибыли авиакомпании за прошлый год в десять раз (В ДЕСЯТЬ РАЗ, КАРЛ!)?
Нет. Не оправдывает.
Цифры, конечно же, никто смотреть не будет, это слишком скучно и всегда можно закричать «Вы ничего не понимаете, рост топлива на пятнадцать копеек увеличивает издержки на триллионы!!!», но вот только никуда не деть другую строчку финансового отчета - рост выручки. А говоря простыми словами, с пассажиров Аэрофлота и из бюджета драть денег стали значительно больше. Впрочем об этом позднее.
Итак, интервью начинается с предсказуемого плача о цене на авиатопливо и рассказе о проведении сделок по хеджированию. Ничего в этом не понимаю и оспаривать не буду, помню только, что «Аэрофлот» на этом самом хеджировании топлива уже терял даже не миллионы - миллиарды (например, 23,2 миллиарда рублей убытка за девять месяцев 2015 года). Не исключено что потеряет еще - наш национальный перевозчик в некоторых вопросах удивительно твердолоб.
Дальше идет оправдание фактом подорожания авиатоплива факта повышения «Аэрофлотом» топливного сбора (произведенного, по словам журналиста, дважды за год) со словами «это не наша прихоть» (а чья?), наезд на аэропорт Саратова, потом целый комплект жарких комплиментов базовому «Шереметьево» (который все лето устраивает цирк Шапито с багажом пассажиров «Аэрофлота», что видимо не очень беспокоит Савельева), честное признание в выгоде для авиакомпании безбагажного тарифа (кто бы сомневался, что это делается не для пассажира), и - рассказ про допуски «Трансаэро».
Напомню, в этом году впервые «Аэрофлот» не получил продление на маршруты «Трансаэро» автоматически - было устроено театральное представление под названием «Смотрите все, у нас есть конкуренция!», и допущенному S7 позволили взять целый один (ничего себе!) маршрут. Сделано все это было настолько коряво и нереалистично, что свое возмущение пришлось выразить даже главе ФАС, который в очередной раз (уже который год подряд) «возмутился» непонятным кумовским механизмом распределения маршрутов (но делать с этим, конечно же, ничего не собирается).
Это такое, знаете, классическое фарисейство. Ну что вы, мол, возмущаетесь? Один же маршрут отдали? Отдали. Значит не все себе забрали!!!
Так вот, Савельев «наехал» на чиновников, которые мол ничем не рискуют, рассказал что до сих пор не «отбил» затраты на перевезенных пассажиров «Трансаэро»... Я когда слышу про этих несчастных пассажиров, благородно перевезенных Нацпером, всегда непроизвольно задаю себе два вопроса:
• Эти пассажиры, их что, миллиарда четыре было?
• Кто виноват что Савельев, при управлении монопольной крупнейшей авиакомпанией, допускает падение прибыли в десятки раз и никак не может «отбить» затраты на перевезенных пассажиров?
И опять спасает цена на керосин! «Да, мы называли примерный срок 5-7 лет, но мы же не знали, что керосин так вырастет!» - интересно, самому-то не смешно?
Впрочем, я растекся мыслью по древу. Да, части программного заявления про приватизацию «Победы» и хаб в Красноярске - это интересно, но мне интереснее заявление про «плоские» тарифы, на которые генеральный директор так называемого «национального» авиаперевозчика вылил ушат помоев.
Ох, какую же это реакцию вызвало... Газеты приводили такие цитаты простых людей: «Я считаю, что это геноцид!», «Это конец Дальнего Востока» - чувствуете? Но это газеты, а я залез на интернет-форумы. И вот там действительно страшно, потому что каждое второе-третье сообщение - это предложение землякам подумать, как хорошо будет после отделения от этой Москвы с этим надоевшим «Аэрофлотом»...
Это надо было умудриться - подать такой повод для сепаратистских настроений. А главное, что эти возгласы очень легко понять. Никому не хочется смотреть, как какой-то «отфотошопленный» мужик играет в «эффективного западного менеджера», при этом не умея даже в супер-тепличных условиях показывать хотя бы минимальную прибыльность доверенного ему бизнеса.
И вот в связи с этим мне становится интересно - когда в кабинете генерального директора «национального» авиаперевозчика раздастся телефонный звонок, и знакомый по телевыпускам новостей голос спросит:
«Виталий, Вы что творите? Вам кто разрешил лодку раскачивать?»
Дмитрий Кузнецов