Самолет не упадет — Минтранс не перекрестится
10.12.2018, 16:37Министерство транспорта не будет усиливать меры безопасности после инцидента в Шереметьево со сбитым на взлетно-посадочной полосе человеком — заявил заместитель главы Министерства Транспорта Российской Федерации Александр Юрчик. «Никаких дополнительных мер не надо. Просто надо четче исполнять то, что существует».
Переведу на понятный язык — на этот раз «пронесло», ребята, и пока не упадет пассажирский самолет, никто не будет заниматься превентивным обеспечением безопасности. То есть высказанное мнение по сути является откровенным признанием — да, народ, мы ждем авиакатастрофы.
Давайте пробежимся по фактам:
Первое. Для тех кто думает, что ничего страшного не произошло (то есть, видимо, для руководителей Минтранса), расскажу шокирующую информацию. Знаете, что в каждом аэропорту есть орнитологические службы? Да-да, те самые, которые по птичкам. Птичек из аэропортов выгоняют, а знаете почему? Потому что даже небольшая птичка может привести к авиакатастрофе.
Человек весит сильно больше, чем птичка. Столкновение с ним на скорости около 120 километров в час на второй стадии взлета (когда тормозить уже поздно), это такое... Простите за натуралистические подробности, но элементы тела могут попасть в газовоздушный тракт двигателя, выведя его из строя, или, к примеру, повредить механизацию крыла... Последствия — авиакатастрофа, гибель людей. Мы этого ждем, да?
В этот раз действительно «пронесло», тут чиновники правы. Рули не заклинило, в воздухозаборник ничего не попало. Можно расслабиться?
Второе. Давайте пройдемся по хронологии инцидентов в Шереметьево.
Январь 2016 — пассажир угнал микроавтобус, пересек на нем ВПП
Март 2016 — служебный полицейский автомобиль выехал на ВПП
Декабрь 2017 — самолет чуть не врезался в выехавший на полосу снегоуборщик (ничего не напоминает?).
Ноябрь 2018 — Человек выбегает на ВПП, его сбивает самолет.
Ноябрь 2018 — Человек выбегает на рулежную дорожку, воздушное судно прерывает движение.
Декабрь 2018 — самолет без разрешения начал разбег по ВПП (данный инцидент мог обернуться массовой катастрофой).
Это так, навскидку, из того, что попало в прессу. Уважаемый Минтранс, не хотите прокомментировать? Никаких дополнительных мер не надо, да? Надо что-то там четче исполнять, не так ли?
Вы вообще понимаете, что любое несанкционированное попадание на взлетно-посадочную полосу — это по всем правилам уголовное дело, так как несет за собой прямой риск для жизни десятков (если не сотен) людей! А у вас эти случаи по несколько раз в год происходят!
Страшно читать такие откровения. Зато создано множество комиссий — по безопасности полетов, безопасности движения, транспортной безопасности, безопасности авиационной, подготовке к зимнему периоду (не хватает только полиции моды, вот правда) — во всех этих комиссиях сидят важные люди, компетентно надувают щеки и собираются на совещания, где можно пообщаться и распылить ответственность. Совещания и комиссии — это вообще наша страшная беда, практически нулевой КПД и, что страшнее, активная имитация бурной деятельности. В современном мире все эти комиссии являются не более чем общественными органами для прикрытия собственной несостоятельности, а также поводом потешить свое самолюбие...
Итак, господин заместитель министра говорит о некой четкости — но как обеспечить четкость в условиях неработающей системы контроля? Это же абсурд! Требовать четкого выполнения правил дорожного движения от водителя автомобиля с неработающими тормозами — заведомый бред!
Проблема в том, что так называемая «старая закалка» ослепляет наших функционеров, и они не видят ни выход из сложившейся ситуации, ни реальную опасность окружающих факторов, ничего. Так, съездить на совещание, съездить на заседание, посетить комитет, везде — усилить, углубить, ужесточить, в конце концов повысить четкость, вот и время прошло, все забыли о случившемся.
Меры реагирования должны быть кардинально другими. Вот представьте себе такую систему — человек, заходящий в терминал, получает пластиковую карточку с чипом, отслеживающую местоположение пассажира. С этой карточкой он, прикладываясь к считывателям, проходит все этапы до посадки, и уже подходя к трапу (или, соответственно, покидая аэропорт) опускает эту карточку в терминал, подтверждая факт посадки на борт. Программные комплексы, «ведущие» пассажиров, в автоматическом режиме проверяют движение людей, и в случае обнаружения любого отклонения (человек не сел в автобус, например) поднимают тревогу и сообщают службе безопасности и диспетчерам о произошедшем.
Мало того что такие автоматизированные системы контроля сделают невозможным все эти угоны и побеги, так еще и качество обслуживания можно поднять. Заканчивается посадка, а пассажир далеко? Пусть система направит ему предупреждающее сообщение на телефон. Ну и так далее — вариантов практического применения подобной технологии множество.
Это невозможно, или чересчур сложно? Да нет, современный уровень развития IT-технологий вполне позволяет реализовывать подобные сценарии. Да, придется поработать, вложить денег... Не хочется? Зачем тогда позиционировать себя, как современный аэропорт, претендующий на победы в многочисленных конкурсах по всему миру...
Нужно организовывать сопровождение пассажира, не просто первичную идентификацию, не новые барьеры на его многострадальном пути, а полноценное сопровождение на всех этапах его пребывания в аэропорту. Безопасно, прозрачно и удобно.
В 2017 году в том же Шереметьево был очень показательный случай — пожилого пассажира, 79-летнюю бабушку банально забыли сопроводить (хотя соответствующая услуга и была заказана) на пересадку, и ее обманул таксист — похитил деньги, документы, и отвез в Уфу, где бросил на остановке. Пожилой человек попал в сумасшедший дом, но к счастью родственники сумели ее отыскать. Была бы в порту система сопровождения пассажира — такого бы не произошло.
Как и гонок по взлетно-посадочной полосе.
Дмитрий Кузнецов