Легализация в Шереметьево - как государственный аэропорт стал олигархической монополией
21.06.2016, 10:19В международном аэропорту Шереметьево избран новый совет директоров – его председателем стал олигарх Александр Анатольевич Пономаренко. Наконец-то реальный владелец аэропорта занял подобающее положение в легальном поле, выйдя из тени. Итак, именно с этой фамилии мы и начнем рисовать схему собственников аэропорта.
Разумеется, на столь высокую должность олигарх избран не просто так – он является председателем совета директоров и одним из собственников компании «Шереметьево-Холдинг». Данная компания - собственник разнообразных «бизнесов» в аэропорту, и по совместительству – стратегический инвестор. Именно ей государство отдало часть своих акций аэропорта взамен на клятвенные обещания будущих инвестиций.
При этом сама компания – «дочка» кипрской «ТПС Авиа Холдинг», о чем открыто сказано в базе данных налоговой, доступной всем желающим. Впрочем, удивляться тут нечему – без оффшоров олигархи бизнесом и инвестициями, особенно связанными с государственной собственностью, по понятным причинам не связываются. Пожалуй, добавим в схему и эти данные.
Три фамилии в нижнем правом углу – это работники «Шереметьево-Холдинга», которые также заняли место в составе нового совета директоров аэропорта.
Впрочем, схема несколько неполная – в ней указан лишь один собственник кипрского оффшора, замкнувшего на себя аэропорт. А всего таких собственников трое – это давний партнер Пономаренко, депутат государственной думы от партии «Единая Россия» Александр Иванович Скоробогатько, и известный хоккеист Аркадий Романович Ротенберг.
Надо сказать, что в моем рисунке есть некоторая вольность – семьи Пономаренко и Скоробогатько владеют не пакетами по 32% каждый, а одним трастом, аккумулирующим 65,3% кипрского оффшора. Это, на самом деле – принципиальный момент, так как показывает, что на самом деле главный в аэропорту – не легендарный хоккеист, обладатель бронзовой медали Чемпионата мира по хоккею, а двое его партнеров. Поэтому немного перерисуем, для большей точности.
Да, еще я добавил пальму возле TPS – потому что при слове «Кипр» в голове сразу вырисовывается пальма, море и соленые брызги, а еще добавил Александру Анатольевичу и Александру Ивановичу красивые шарики в цветах украинского флага – потому что Родину надо помнить, да и сейчас у олигархов есть вполне открытые интересы в украинском бизнесе (о чем будет сказано далее). Знакомый всем россиянам значок с медвежонком у Скоробогатько – признак принадлежности к одной известной политической партии.
Дальнейший рост таблички мне кажется нецелесообразным – слишком много деталей, все становится запутанно. Продолжим развивать тему несколько в другой плоскости – исходя из новости о том, что владельцами «Шереметьево» куплен подрядчик («Энерго-Строй»), строящий межтерминальный переход и новый терминал в аэропорту.
Тут опять же есть детали – «Энерго-Строй» куплен не полностью, и, что самое любопытное – в собственности новых владельцев будет только на время строительства объектов в аэропорту. А теперь внимание, вопрос – зачем нужна эта сделка с точки зрения бизнеса?
Если вопрос только в объективном контроле средств, затраченных на строительство, то тут же возникает мысль – а стоит ли овчинка выделки? Затраты на приобретение, пусть даже временное, немаленькой компании - неужели нельзя было использовать другие элементы контроля за
подрядчиком? Не говоря уже о том, что «Энерго-Строй» выбрали по тендеру, а значит, этой компании вполне можно выделить определенный кредит доверия.
Если логика в действиях бизнесмена не просматривается, то либо он плохой бизнесмен, либо смотрящий что-то не знает. Назвать этих людей плохими бизнесменами язык не поворачивается – в современных российских реалиях они, пожалуй, лучшие. Значит, есть другие причины?
Позволю себе высказать некоторые мысли, которые завертелись у меня в голове после прочтения новостей о проведенной сделке. Итак, как помнят все, следящие за процедурой «внезапной» передачи аэропорта олигархам, такой большой пакет частным собственникам достался во многом за обещания построить новые объекты в аэропорту и – это важно – затратить на это строительство конкретную сумму. Это условие прописано даже в договоре между Российской Федерацией и дочкой кипрского оффшора. Не хочу вдаваться в юридические подробности, чтобы не превращать относительно легкое чтиво в оперативно-следственный материал, но условия соглашения явно лучше не нарушать (хотя и в случае нарушения ничего особо страшного для частного собственника не произойдет – в юридическом смысле, конечно, хотя могут косо посмотреть, а это у нас зачастую страшнее любого закона).
Итак, как максимально точно указать нужную сумму в документах на объекты, построенные за справедливую рыночную цену? Как избежать разницы в цифрах, которая может привести к неприятным последствиям? Можно ли влиять в этом плане на своего контрагента-подрядчика, учитывая, что рычагов влияния то, по сути, на него никаких нет? Видимо, намного проще временно приобрести долю в компании-подрядчике, и уже на правах владельца контролировать прохождение нужных сумм через нужные счета.
Что будет построено в итоге? Хочется верить, что качественная и современная инфраструктура, однако верится с трудом. У новых владельцев Шереметьево уже был опыт строительства аэропортовой инфраструктуры – грузового склада. Судя по фотографиям в интернете, на которых изображены покосившиеся стены, опыт вышел не очень удачным.
При этом частная монополия, возведенная в аэропорту, по сути, не нуждается в новой инфраструктуре. Дело в том, что выбора у потребителя нет – «Внуково» также объединяют и монополизируют, с вполне просматривающейся перспективой передачи его под все ту же кипрскую юрисдикцию. Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик сидит и серьезно обдумывает перспективы своей будущей жизни, возможно, вспоминая встречу с уже не раз упомянутым Александром Пономаренко, произошедшую еще до «посадки», на которой была предложена не самая высокая цена «Домодедово» (о чем открыто пишется в газетах).
Таким образом получается, что ни терминал, ни переход особо и не нужны, и ценность имеют только как обещания, увеличившие долю частных инвесторов. Вот и думайте теперь, насколько высока вероятность того, что их построят в точности с озвученными планами.
За историей взаимоотношения отечественной олигархии и аэропортов Московского авиаузла действительно интересно следить. В этой небольшой (относительно масштабов страны, конечно) сделке просматривается ответ на мучающий многих вопрос – почему мы живем в условиях кризиса. А, извините, в каких условиях мы должны жить, когда депутат государственной думы от правящей партии не только открыто занимается предпринимательской деятельностью в нарушение федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ», но и владеет бизнесом на Украине, с которой, если верить телевизору, у нас сейчас не очень теплые отношения?
И почему мы должны процветать, когда крупнейший объект транспортной инфраструктуры могут отдать за обещания – но только, разумеется, избранным? Тут дело даже не в цене на нефть и не в мировой политической ситуации – дело в нас самих.
Дмитрий Кузнецов
Источники: Ведомости, Aviation Explorer