Грузины в Москве: страшно было говорить, что ты грузинка
08.08.2013, 19:05
В четверг исполнилось пять лет с начала российско-грузинского вооруженного конфликта. Обострение отношений между двумя странами началось еще за два года до этого. Тогда по всей России прошли проверки грузинского бизнеса.
Накануне очередной годовщины конфликта Русская служба Би-би-си обратилась к представителям грузинской диаспоры, которые много лет живут в Москве, чтобы узнать, как повлияло на них ухудшение российско-грузинских отношений и изменилось ли что-то в их жизни после событий августа 2008 года.
Георгий, живет в Москве 11 лет
Георгий помнит массовые проверки грузинского бизнеса в период обострения двусторонних отношений в 2006 году, в том числе затронувшие и его ресторан.
Георгий: Поскольку мы грузины, которые укоренились в Москве, и у нас такая работа, мы всегда с улыбкой встречали всех гостей, какая бы проверка ни была. Я бы не сказал, что с радостью, но с улыбкой. Потому что нас многое связывает с народом и этой землей. Некоторые метисы - наполовину грузины, наполовину русские.
Не скажу, что мало приятного в этом, но мы старались, держались, как могли, нас поддерживали, кого могли, мы сами поддерживали. Те, кто что-то нарушали, вернулись на родину, а те, кто не имел с законом проблем, остались. Мы не почувствовали никакого ущемления прав.
Масштабных проверок не было, но гости [инспекции] заезжали, смотрели, проверяли.
Би-би-си: В моменты обострения отношений между двумя странами?
Г.: Кое-какие проверки да, были связаны. А другие нет. Но, в основном, они были связаны с работой.
Би-би-си: Менялось отношение россиян к грузинам за эти 11 лет?
Г.: Если считать народ - я думаю, нет. Как-то да, пытались… Информационные программы, информационная война, все это, конечно, влияет. Но максимум проходило полгода, и все это забывалось. Я думаю, что грузины - самый близкий народ.
Би-би-си: Когда вы только приехали в Москву, отношение к грузинам было другое?
Г.: Та молодежь, которая выросла за последние 5-6 лет, информирована уже по-другому, они относятся к грузинам иначе, чем их родители. Новое поколение российской молодежи уже иначе относится к грузинам, к Кавказу.
Раньше были теплые отношения, потому что чаще друг к другу ездили, сейчас этого нет. Старшее поколение ездило туда. Ощущали и знали, как там живут. А нынешнее поколение знает Грузию только по телевизору и по приезжим. В семье не без урода, поэтому всякое бывает.
Би-би-си: Если судить по гостям ресторана - больше россиян приходит к вам или меньше, чем раньше?
Г.: Те, кто раньше приходил, не приходит. Кто-то уехал за границу, кому-то, может, уже надоели рестораны. Старые клиенты теперь домой к себе заказывают. Но процентов 70-80 - русские посетители, большинство. Раньше, может быть, и 90% было.
Би-би-си: Влияют ли на это сложные отношения между Россией и Грузией, политика?
Г.: Да, конечно влияет. До тех пор пока они не пришли к нам. После того как они приходят к нам и посидят, все меняется в лучшую сторону.
Мария, живет в России 20 лет
Мария: Только те, кто живет здесь и занимается бизнесом, и выжили. После 2006 года каких-то жестких преследований грузин по национальному признаку не было. Даже после войны не было.
Самая большая проблема на сегодняшний день – отсутствие дипломатических отношений и жесткая визовая система. Иногда доходит до абсурда: даже брат с сестрой не могут друг друга навестить.
Я живу в России с 1994 года. Половина сознательной жизни в Грузии, половина в России. Я не люблю, когда говорят "две родины", родина все же одна. Я выросла там, частичка моя там осталась. Но так как полжизни в России прошло, у меня здесь друзья, я привыкла уже, Россия - моя страна, я так могу сказать.
Би-би-си: Как к грузинам относились в 1994 году?
М.: На моем опыте очень доброжелательное было отношение. Мне 14-15 лет было, я училась в русской школе, и со стороны учителей и соседей все было прекрасно. Но при этом уже начинались всякие регистрации и так далее. Но это больше взрослых касалось. А нас, детей, встречали очень хорошо.
Би-би-си: Что-то поменялось с тех пор?
М.: Если честно, то на человеческом уровне не поменялось резко. Друзья, коллеги по работе, соседи, - отношение осталось. Но конечно, война и все это – это очень тяжело. Хотя все понимают, что народ здесь не при чем.
Би-би-си: Как война повлияла на отношение россиян к грузинам в России?
М.: Можно рассматривать разные этапы. В 90-х совершенно не было ничего такого. Потом, когда начались визовые ограничения, уже совсем другие отношения были. Уже когда началась напряженность в 2006 году, тогда, конечно, поменялось отношение. Агрессия - это был переломный момент, наверное, и для россиян, и для грузин.
Первое столкновение общества именно в 2006 году произошло. Были высказывания и в ту, и в другую сторону. Люди же разные и по-разному воспринимают информацию. Здесь не важно, русский или грузин, если тебя оскорбляют, ты тоже как-то отвечаешь, либо молчанием, либо оскорблением, в меру своей воспитанности. Разные случаи были...
Было и такое, что иногда страшно было говорить, что ты грузинка, потому что страна врагов. Страна, которая воевала с нами. Этот момент был неприятен. В Грузии может быть тоже есть такое, что Россия - страна оккупантов и все такое. Но там восприятие русских туристов как оккупантов меньше все же. Агрессии в Грузии к русским меньше.
Би-би-си: Эта агрессия выросла по сравнению с 1994 годом?
М.: На данный момент я бы сказала, что она уже спала, несмотря на войну, на то, что пять лет прошло. Однозначно сказать нельзя, но меньше. Как-то мы настолько отдалились уже, и агрессии стало меньше.
Безумно жалко, что грузины сюда не приезжают. Мне кажется, что если бы они сюда больше приезжали и были бы свободные отношения, это способствовало бы сближению и разрешению таких конфликтов на глобальном уровне за счет народной дипломатии.
Грузинка, менеджер одного из ресторанов, живет в России 17 лет
Собеседница, пожелавшая остаться анонимной, рассказала, что ее ресторан также подвергался проверкам.
Было тяжелое время, когда постоянно приходили с инспекциями, проверками... Но оно прошло и прошло довольно быстро, и сейчас уже даже осадка не осталось, ведь прошло уже много лет. Сейчас, слава богу, все нормально. Но и тогда, когда было тяжело, мы чувствовали поддержку клиентов, которые к нам ходят уже не один год, и эта дружба продолжается до сих пор.
Никакого давления с административной точки зрения нет. Мы работаем нормально, живем хорошо. И поток клиентов-россиян в наш ресторан сейчас ничуть не меньше, и большое им спасибо. Единственное, что мы несколько лет были без грузинского вина – это, конечно, сказалось на бизнесе.
Я 17 лет живу в Москве. Когда мы приехали, никто даже не задумывался о национальностях – о том, что ты грузин. Просто жили спокойно, мирно. Потом вдруг случился этот конфликт, но сейчас уже не осталось и тени его. Нет никакой агрессии, наоборот, многие люди, особенно старшего возраста, очень тепло вспоминают Грузию и дружбу между Грузией и Россией.
Молодые люди тоже приветливые. Несмотря на политический конфликт, они ездят в Грузию и уже рассказывают своим родителям, которые там когда-то были или не были, о том, как там хорошо. Именно молодые люди создают сейчас мост между Грузией и Россией.
Я как грузинка ощущаю себя в Москве хорошо и комфортно. Тоскую по родине, конечно. Самое главное – чтобы не было повторения конфликта, чтобы не было войны и информационной войны, чтобы не пришлось снова через все это проходить. Это главное.