Трейдерам: кем управляются рейтинговые агентства
10.12.2012, 14:48
Разочарование в предоставляемых услугах международных рейтинговых агентств стало возрастать с началом финансового кризиса 2008–2009 гг. Доверие к информации рейтинговых агентств обсуждалось многими СМИ России, Украины, Беларуси, на многих форумах и экономических конференциях, побуждая к принятию новых правил их регулирования.
Насколько же надежна информация мировых рейтинговых гигантов Fitch, Standart&Poor's и Moody's, стоит ли трейдерам и инвестрам слепо верить им или же ориентироваться по иным критериям, разбирались аналитики раздела "новости России" журнала "Биржевой лидер".
Эксперт: рейтинговые агентства - индикатор экономических настроений в мире
"По сути дела, они стали уникальным индикатором, который отражает финансовую устойчивость государств, будь-то США, Великобритания, Узбекистан или Россия в виде рейтинговых оценок, которые присваиваются по результатам аудита", пояснил в интервью "Биржевому лидеру" руководитель кафедры "Анализа объмов форекс" Академии Masterforex-V Максим Ган.
Но возникает вопрос: насколько можно доверять самим рейтинговым агентствам, которые взяли на себя столь важную и ответственную миссию?
Итак, что собой представляет это самое рейтинговое агентство? Сегодня в мире их действует достаточно много, и всех они условно делятся на локальные и международные. Примечательно, что определение "много" применимо исключительно к локальным агентствам, которые присутствуют практически в каждой стране. Что же касается международных рейтингов, то здесь ситуация схожа с греческой мифологией, в которой вершительницами судеб были три мойры – Клото, Лахезис и Атропос, которые пряли, отмеряли и отрезали нить жизни. Их аналоги в современном международном финансовом мире выполняют три рейтинговых агентства - Standard &Poor's (S&P), Moody's Investors Service и Fitch Ratings. Именно эти три организации стали своего рода вершителями судеб не только корпораций и концернов, но и ряда стран.
Работают эти учреждения по достаточно простой схеме. Так, опираясь на результаты собственного анализа, рейтинговое агентство присваивает объекту исследования – компании, банку или стране - кредитный рейтинг, которые и является главным индикатором в деловой среде. Сам рейтинг выглядит в виде букв: от D (дефолт) до трех А (наивысший уровень платежеспособности). Для уточнения рейтинга иногда используются плюсы, наподобие старых школьных оценок. Такая схема работы напоминает деятельность аудиторских фирм и это так – процесс изучения состояния компаний или государств у аудиторов и рейтинговиков происходит одинаково. Вот только выводы первых понять может далеко не каждый, хотя бы потому, что необходимо знать терминологию и изучить объемные отчеты. А вот результат работы рейтингового агентства представляет собой набор из 1-3 букв и, может быть, плюса. Просто, понятно и доступно. Но возникает вопрос: достоверно ли?
Первые претензии к рейтинговым агентствам США
Первые серьезные претензии к рейтинговым агентствам появились в период финансового кризиса 2008-2009 годов:
- тогда до самого последнего времени банковский холдинг Lehman Brothers обладал самым высоким рейтингом инвестпривлекательности – ААА+. И что самое поразительно - этот рейтинг был отозван буквально за несколько часов до официального признания этого учреждения себя банкротом. Кстати, именно с крахом Lehman Brothers ассоциируется начало волны банкротств финансовых структур США, Европы и других стран, повлекших за собой мировой финансовый кризис. Только наивный ребенок может предположить, что рейтинговые аналитики заблаговременно не увидели проблемы этого финансового гиганта. Следовательно, эту информация сознательно утаивалась ради чьей-то выгоды.
Помня поговорку "кто платит, тот и музыку заказывает", вначале надо рассмотреть за какие средства существуют рейтинговые агентства. Как правило, это:
- платежи тех самых компаний и финансовых организаций, которые хотят получить рейтинг для подтверждения своей репутации или высокого уровня деловой активности. Но это схема работоспособна когда агентство уже раскручено и его услуги востребованы в деловом мире. Но ведь начиналась деятельность нынешних трех рейтинговых гигантов в те времена, когда не только не было спроса, сколько надо было формировать;
- проще говоря – доказывать холдингам и концернам, что рейтинг им нужен. Именно по этой причине за каждым из вышеупомянутых агентств стоит компания-учредитель, обеспечившая успешное начало деятельности. Так, главными акционерами фирм, владеющих агентство S&P, до мирового финансового кризиса были представители могущественного банкирского клана Ротшильдов. После начала кризиса компании-акционеры S&P и Moody's, сменили названия, но не хозяев. Что же касается рейтингового агентства Fitch, то оно создано конкурентами Ротшильдов, а одним из крупнейших акционеров Moody's является инвестфонд Berkshire Hathaway, принадлежащий известному финансовому воротиле Уоррену Баффету.
Как видим, каждое из агентств имеет реального хозяина, которые очень прочно встроены в систему финансовых потоков нашей планеты и занимают в ней лидирующие места. Кстати говоря, возможно потому их положение высоко, что имеют непосредственное влияние на рейтинги государств и бизнес-структур. И каждый понимает, что ведущая тройка" рейтинговых агентств обслуживает в первую очередь интересы своих основателей.
И если истина совпадает с их финансовым интересом, то мы видим объективную оценку. Если же правда не отвечает финансовым планам хозяев, то рейтинг будет в значительной мере искажен.
Естественно, такая ситуация вряд ли способствует росту доверия рейтинговым агентствам. Многие аналитики в открытую заявляют, что рейтинговые агентства из инструмента финансового мониторинга давно превратились в орудие для извлечения сверхдоходов международными финансовыми спекулянтами. Возможно, это и утрировано, но как бы там ни было, однажды обжегшись на рейтинговой "правде", никто не застрахован от того, чтобы не обжечься вновь и вновь.
Влияние рейтинговых агентств на курсы мировых валют
После кризиса 2008-2009гг. и заметного увеличения влияния рейтингвоых агентств на экономику стран ЕС, финансовые директора двадцатки крупнейших банков Европы на встрече во Франкфурт обсудили вопросы, возможности ограничения влияния рейтинговых агентств на показатели деятельности банков и экономик стран в целом, сообщает британское деловое издание Financial Times со ссылкой на источник, знакомый с повесткой дня встречи.
Финансовые гиганты несут заметные убытки не только из-за сложной экономической обстановки в Европе, но и негативных рейтинговых действий со стороны крупнейших мировых агентств, в результате которых инвесторы продают имеющиеся у них акции и сокращают инвестиции в другие бумаги кредитных организаций, пояснили эксперты швейцарского брокера MIG Bank (компания входит в ТОП мирового рейтинга брокеров форекс Академии Masterforex-V, отзывы о MIG Bank трейдеров MasterForex-V - позитивные).
Яркие примеры влияния или же некомпетентной информации рейтинговых агентств на курсы валют можно отследить на графике валютной пары евро/доллар:
17 декабря 2012 года агентство Moody's может снова понизить рейтинг Кипра. Причина тому – медленный ход переговоров властей этой страны с
международными кредиторами. Существуют опасения, что дефицит бюджета
Кипра значительно превысит прогнозы. Кипр летом 2012 года начал
предварительный этап переговоров с "тройкой" международных кредиторов -
Еврокомисией, Евроцентробанком и МВФ...
Последние пару дней
фьючерс евро торгуется выше объема текущего контракта 1. 2971, где
расположен довольно умеренный спрос. Ордера продавцов скопились вблизи
отметок 1.3070-1.3100, образуя довольно мощный уровень сопротивления.
Пробитие или НЕ пробитие указанной зоны даст подсказку направления
единой валюты в краткосрочной перспективе:
Какое влияние окажет вердикт рейтинговых агентств на страну и мировые
рынки, покажет лишь время, резюмировал сказанное Максим Ган.