Атомная эйфория и ее обратная сторона
05.10.2010, 23:08
Вопрос о строительстве новых АЭС и продлении срока уже действующих атомных станций стал одной из главных тем общественного обсуждения в России и в Германии.
Съемочная группа телеканала Das Erste отправилась в Россию, где принято решение построить 26 новых атомных станций по всей стране.
Одна из них, костромская АЭС, будет возведена всего в 300 км от Москвы, чтобы питать энергией огромный мегаполис.
В 1980 году на этом месте уже начинали строительство АЭС. Среди густых лесов был заложен главный корпус станции, неподалеку создан временный поселок для тех, кому предстояло работать на строительстве. Однако в те годы случилась авария в Чернобыле, и стройку заморозили, поскольку реактор оказался тоже же типа, что и чернобыльский.
В 1992 году новая демократическая власть России решила возобновить строительство станции. Но тут в дело вмешалась местная общественность, и после референдума строительство было окончательно свернуто. Как театр абсурда, неподалеку все эти годы действовала администрация несуществующей АЭС: в аккуратном здании и с немаленьким административным аппаратом, отмечает журналист.
Он говорит, что местные активисты полны намерений бороться и с новым строительством.
Но то, что было возможно в России в начале 90-х на волне демократии, а именно: всенародный референдум, немыслимо сделать в условиях современной России.
Тогда ветер перемен, ненадолго задувший над Россией, остановил стройку. Но он прошел, оставив после себя лишь руины АЭС и несколько временных домов в поселке Чистые Боры, в которых вот уже не одно десятилетие ютятся люди, которых когда-то привезли для строительства станции.
Они уже не надеются работать на стройке – возраст не тот, считает журналист из Германии.
По планам руководства, новая АЭС будет с нуля построена неподалеку. Точно также где-нибудь в костромском лесу будет возведен новый поселок для строителей. К 2030 году на атомных станциях России должно производиться в два раза больше энергии, чем сегодня. Однако вся эта эйфория со строительством может окончиться так же, как раньше, если где-нибудь в мире вновь случится авария, подобная чернобыльской.