Авиасалон в Фарнборо открылся громкой сделкой
22.07.2010, 14:00
Самый представительный в мире авиасалон открывается в понедельник рядом с городом Фарнборо в английском графстве Хэмпшир. Шоу проводится раз в два года, и именно на нем крупнейшие игроки авиарынка делают самые громкие заявления.
Вот и на этот раз базирующаяся в Дубае авиакомпания Emirates объявила о покупке 30 самолетов "Боинг-777" общей стоимостью 9,1 млрд долларов.
По давно устоявшейся традиции, в Фарнборо активно участвуют российские производители и продавцы авиатехники; на этот раз их здесь несколько десятков: "Ил", "МиГ", "Оборонпром", "Рособоронэкспорт", "Сухой" и другие.
Кроме того, с открытием салона совпало объявление руководства европейской аэрокосмической группы EADS о том, что в связи с 10-летием компании каждый из 119 тысяч ее работников получит по 10 акций EADS.
Непростые проекты
Самолеты, выставленные в Фарнборо, - это возможность увидеть и оценить, что происходит сегодня в аэрокосмической и оборонной индустрии.
Крупнейшей европейский производитель пассажирских лайнеров Airbus, который входит в концерн EADS, показывает военно-транспортный самолет A400M. Проект реализован с четырехлетним опозданием и с перерасходом в несколько миллиардов евро.
Правительства семи европейских стран, пообещавших купить А400М, предоставили производителю 1,5 млрд евро в качестве дополнительных субсидий. Без этой помощи Airbus похоронил бы проект, который почти наверняка прибыльным уже не будет.
В числе конкурентов А400М - российский военно-транспортный самолет Ил-76МД-90, которому, однако, уделяется заметно меньше внимания, поскольку это очередная модификация давно известной советской/российской машины.
Зато американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 "Молния-2" наверняка станет одним из главных действующих лиц нынешнего авиасалона. Этот самолет, которого ждут в вооруженных силах США, Великобритании и еще семи стран-членов НАТО, оказался очень непростым для производителя, американской корпорации Lockheed Martin: на проект потрачено уже на две трети больше средств, чем предполагалось изначально.
Boeing против Airbus
В воскресенье, накануне официального открытия авиасалона, фирма Boeing привлекла к себе внимание журналистов и публики: в Фарнборо - в свой первый полет за пределы Соединенных Штатов - отправился "Боинг-787".
У этого проекта, названного Dreamliner ("Лайнер мечты"), тоже непростая судьба: его реализация затянулась более чем на 2,5 года, из-за чего Boeing понес серьезный ущерб - как финансовый, так и репутационный.
Тем не менее специалисты считают Dreamliner первой ласточкой новой эры авиаиндустрии: он тише и экономичнее конкурентов, а следовательно, больше других соответствует критериям будущего и желанию властей и пассажиров летать на самолетах, которые производят меньше шума и вредных выбросов.
Airbus покажет в Фарнборо свой A350 XWB - это прямой конкурент заокеанской чудо-машины. Однако Boeing планирует начать поставлять Dreamliner авиакомпаниям уже в этом году, а A350 XWB поднимется в воздух не раньше 2013 года.
Российское участие
Если Dreamliner и A350 XWB принадлежат к категории широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров, то российский "Суперджет-100", создававшийся компанией "Сухой" в партнерстве с Boeing и несколькими другими иностранными зарубежных фирмами, относится к классу ближнемагистральных – и в этом классе, по мнению многих специалистов, способен конкурировать с лучшими мировыми аналогами.
Производителя "Суперджета-100" не смущает присутствие в Фарнборо его прямого конкурента, украинского лайнера Ан-148: "Сухой" надеется в ходе авиасалона подписать контракт на поставку 30 самолетов.
Российские компании привезли в Великобританию не только гражданскую технику: как передает агентство Интерфакс, в салоне участвуют истребитель МиГ-35 и его двухместная модификация МиГ-35Д, бомбардировщик Су-32 и учебно-боевой самолет Як-130, а также истребители Су-35 и Су-30МК - последний уже поставляется в Индию, Китай, Малайзию и Венесуэлу.
Источник: www.bbcrussian.com