Сегодня в Лондоне Christie’s проводит русские торги
08.06.2010, 13:27Аукционный дом Christie’s объявил о том, что на русские торги, которые пройдут сегодня 8 июня на Кинг-Стрит, будет выставлена внушительная подборка работ Фаберже, состоящая из более чем 60 лотов, которая включает в себя 45 работ из частного собрания европейской королевской фамилии. Топ-лотами секции станут двуцветные настольные часы из нефрита в золотой оправе, выполненные в мастерской Хенрика Вигстрема (эстимейт £80,000–120,000), а также миниатюрный ковш в золотой оправе инкрустированной драгоценными камнями, доставленный к императорскому двору 21 мая 1909 года и приобретенный Николаем II в качестве подарка (эстимейт £8,000–12,000). Обширная секция работ Фаберже будет включать в себя редкую настольную лампу из бовенита и серебра в форме дракона, выполненную в мастерской Юлиуса Раппопорта (эстимейт £80,000–120,000) по заказу семьи Эммануила Нобеля около 1899–1904 годов. Необычная форма лампы несет на себе отпечаток довольно сильного влияния японского искусства. В то время как тот факт, что личная коллекция нецке Карла Фаберже служила источником вдохновения для мастеров его фирмы при создании фигурок животных, является общеизвестным, нельзя упускать из внимания и то, что произведения японского декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи (1868–1912) также сыграли свою роль в формировании стиля Фаберже. Дизайн данной лампы в частности является абсолютной копией бронзовых скульптур в форме дракона, созданных в эпоху Мэйдзи и активно экспортировавшихся во второй половине XIX века.
Среди других топ-лотов следует отметить настольные часы в форме сердца (мастерская Михаила Перхина, эстимейт £80,000–120,000), табакерку, украшенную эмалью «гильоше» и золотой монетой с изображением Екатерины II (эстимейт £80,000–120,000), а также необычную фигурку индейки (мастерская Хенрика Вигстрема, эстимейт £60,000–80,000), аналог которой является частью Королевской коллекции Великобритании. В разделе декоративно-прикладного искусства на торги также будут выставлены две редкие работы княгини Марии Тенишевой, известного русского мецената и коллекционера, одновременно являвшейся основательницей художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Оба лота представляют собой бронзовые шкатулки украшенные эмалью, одна из которых выполнена в форме голубя, а вторая в форме рыбы (на иллюстрации справа, эстимейт каждой £100,000–120,000). Обе работы наряду с другими пятью шкатулками в форме животных были созданы в 1908 году и участвовали в парижском и пражском салонах 1909 года. Радушно принятые публикой, они нашли отклик и в статье Николая Константиновича Рериха «Заклятое зверье (эмали кн. М.К. Тенишевой)», в которой художник неоднократно хвалил ее творчество.
Секцию живописи возглавляет полотно Михаила Клодта «Скотный двор на берегу реки», написанное в 1858 году, является редким шедевром кисти одного из величайших русских пейзажистов (эстимейт £700,000–900,000, на иллюстрации слева). Скорее всего, сам художник был настолько уверен в том, что данное произведение наиболее адекватно отражает степень глубины его таланта, что выбрал его в качестве дипломной работы во время окончания Академии художеств Санкт-Петербурга. За картину Клодт получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство в течении трех лет, которые Клодт провел во Франции, Германии и Швейцарии.
Картина Бориса Григорьева «Русский мужчина» была написана в 1920 году во время пребывания художника в Берлине (эстимейт £400,000–600,000, на иллюстрации справа). Данное полотно является частью широко известной серии работ Григорьева под названием «Лики России». Работы из этой серии представлены в музейных собраниях по всему миру – в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Русском музее, Художественном музее Филадельфии и Пражской национальной галерее.
Полотно Зинаиды Серебряковой «Лежащая обнаженная», выполненное в 1930 году, является превосходным образцом чувственных изображений обнаженных женщин, в первую очередь благодаря которым художница приобрела широкую известность (эстимейт £400,000–600,000). Предполагалось, что моделью для данной работы была Мария Евреинова, друг семьи, которая часто позировала художнице. Композиционное решение произведения таково, что зритель как бы находится у ног модели, в то время как ее лицо отражает умиротворение и, в то же время, игривость. В данной работе четко прослеживается влияние мастеров итальянского Возрождения, для которых первостепенную важность играла красота форм, в то время как тщательно прорисованные складки тканей напоминают о классической скульптуре.
Аристократический провенанс отличает полотно Алексея Харламова (1840–1925) «Портрет детей Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато» (эстимейт £80,000–120,000, на иллюстрации внизу слева). Портреты Павла Павловича Демидова, вторго князя Сан-Донато (1839-1885) и его четырех детей от брака с Еленой Петровной Трубецкой (1853–1917) были закончены художником за некоторое время до открытия выставки Передвижников 1884-1885 годов, частью которой они впоследствии и стали. Потом оба полотна считались утерянными, а единственным документальным подтверждением их существования являлась запись в альманахе Булгакова «Наши художники на академических выставках последнего 25-летия» за 1890 год. На сегодняшний день местонахождение портрета Павла Павловича до сих пор остается неизвестным, в то время как находка второй картины – это выдающееся событие. От второго брака Павла Павловича с княжной Еленой Трубецкой родилось пятеро детей, четверо из которых – Аврора (1873–1904), Анатолий (1874–1943), Мария (1876–1955) и Павел (1879–1909) изображены на этом выдающемся портрете.
Еще одной жемчужиной предстоящих русских торгов станет картина Николая Калмакова (1873–1955) «Афродита с Эросом и Антеросом» (эстимейт £200,000–300,000). Николай Калмаков родился на итальянской Ривьере в семье русского генерала. Существенное влияние на творчество художника оказали сказки братьев Гримм и произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана, которые еще в детстве ему пересказывала нанятая гувернантка. На данном полотне Афродита изображена в окружении двух своих сыновей – Эроса и Антероса. Калмаков изображает Афродиту Уранию, рожденную из морской пены после того, как Кронос оскопил Урана. Невозмутимое выражение лица богини на картине Калмакова напоминает выражения лиц моделей Альфонса Мухи. Устрашающе закручивающиеся щупальца, возможно, являются отсылкой к особенностям происхождения Афродиты, что, в свою очередь, является превосходным примером того, как Калмаков в свойственной ему мрачной манере интерпретирует греческую мифологию.