Александр Мамут: "Инвестиции в культуру - самые выгодные"
27.05.2010, 00:02
Российские бизнесмены заинтересовались молодежными проектами.
Один из самых богатых людей в России, Михаил Прохоров, пообещал, что будет спонсировать молодежный лагерь "Селигер".
В июне российские власти совместно с крупным бизнесом проведут первый молодежный экономический форум, который предшествует Петербургскому форуму.
Институт "Стрелка", который вскоре появится в Москве, будет готовить специалистов в области архитектуры, дизайна и медиа - что-то вроде "Баухауса" XXI века в России.
"Я не чувствую глубокого желания вкладывать в бизнес-образование. Инвестиции в культуру - это не просто хорошее дело или правильная гуманистическая инициатива. Это еще и с экономической точки зрения самое выгодное", - говорит российский предприниматель Александр Мамут.
Он владеет 50,7% акций компании "Евросеть", является основателем интернет-компании SUP, которой принадлежит Livejournal.com, и теперь является одним из инвесторов "Стрелки".
На первый взгляд это учебное заведение призвано стать очередным модным местом, которое будет привлекать не творческую интеллигенцию, а московскую золотую молодежь. Кроме учебного центра, "Стрелка" включает в себя еще и клуб, и открытую террасу с видом на Москву-реку: слева - памятник Петру Первому, работы Зураба Церетели, спереди - Храм Христа Спасителя, восстановленный по проекту того же Церетели, справа - Кремль, созданный зодчими XV века.
"В целом архитектура начинается с размышления, с философии. Хотелось бы начать с обсуждения, а потом перейти к практическим проектам. Обсуждение высокого - это не так далеко от облагораживания нравов или улучшения облика метро"
Александр Мамут,
бизнесмен
Институт расположен на территории кондитерской фабрики "Красный октябрь", в месте, которое раньше на карте обозначалось как "Болотный остров", а сейчас с легкой руки застройщиков должно стать "Золотым островом".
Российские бизнесмены планировали сделать из бывших цехов "московское Сохо". В планы девелоперов входило строительство модных лофтов - жилых помещений с десятиметровыми потолками, без перегородок, по цене до 20 тысяч долларов за квадратный метр.
Кризис скорректировал планы застройщиков, которые к намеченному сроку 2010 году сдать помещение не успевают, но не помешал реализовать на месте фабрики другой проект.
Деревья выше, трава зеленее
Но почему именно архитектура, медиа и дизайн? Почему не бизнес?
"Медиа, архитектура и дизайн формируют единое творческое пространство, - объясняет Мамут. - Во-вторых, мои друзья-единомышленники убедили меня в актуальности этого проекта".
"И это не единственный проект в области творчества и воспроизводства культуры, в который я вовлечен".
Российская архитектура носит сервильный характер, то есть ориентирована на обслуживание бизнеса или власти, говорит Мамут. В его планах - сделать пейзаж вокруг красивее, а общество - гуманнее. Правда, как именно архитекторы способны сделать общество более гуманным, он признался, что пока не знает.
"В целом архитектура начинается с размышления, с философии. Хотелось бы начать с обсуждения, а потом перейти к практическим проектам. Обсуждение высокого - это не так далеко от облагораживания нравов или улучшения облика метро, – считает меценат. - Мы же учим людей, а не выполняем архитектурное задание. Мы же не архитектурное бюро".
Небанальные решения за небольшие средства
Превратить бывшие цеха в культурно-образовательный центр в российской столице пытаются не впервые. Бывший завод "Арма" в районе Курского вокзала стал площадкой для модного клуба и галереи "Газгольдер". На фабрике технических бумаг "Октябрь" появился выставочный зал "ПRОЕКТ_FАБRИКА". В цехах шелкоткацкой фабрики "Красная роза" и бывшей Московской ситценабивной фабрики открыты офисы, кафе, магазины, центр дизайна Artplay. В помещениях пивного завода "Московская Бавария" - арт-центр "Винзавод".
"Если предлагать небанальные решения, то можно обойтись небольшим количеством людей и средств", - считает Александр Мамут.
Однако небанальные решения не всегда вписываются в образ российской столицы. Не получится ли так, что, собравшись вместе, самые яркие "небанальные", скажем, архитекторы, создадут пестрый - и не в положительном смысле - город? Будет нечто, напоминающее парк Гуэль, созданный Антонио Гауди, но размером с Москву.
"Если вы представляете себе Барселону, то это город, в котором есть не только Гауди. Это город, который облагорожен, украшен, правильно устроен огромным количеством творческих усилий архитекторов - имена многих нам даже неизвестны, - говорит Мамут. - Там есть общий неповторимый стиль, там уделяется гигантское внимание архитектурной среде и пространству и без Гауди. То, что там есть Гауди, лишь доказывает, что без Гауди там плохо".
Источник: www.bbcrussian.com