Российский бизнес: мы сами можем построить "Мистраль"
24.05.2010, 19:00
Представители двух российских корпораций в понедельник предложили министерству обороны заказать десантные вертолетоносцы класса "Мистраль" на отечественных предприятиях, а не за границей.
"Если Минобороны РФ нам поручит строить эти корабли, мы готовы", - заявил агентству РИА Новости пресс-секретарь Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Дмитрий Мороченко.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) также берется выполнить заказ, но в кооперации с французами, разработавшими проект.
"Мы готовы рассматривать вариант совместного производства "Мистралей" с французскими партнерами. Ничего сложного в строительстве таких кораблей нет. Опыт строительства подобных кораблей был еще в Советском Союзе, например военно-транспортный корабль "Иван Рогов", так что ОСК не видит никаких проблем для выполнения этого заказа, - сказал глава пресс-службы компании Игорь Рябов.
По данным экспертов, стоимость одного корабля этого класса составляет около 600 млн евро, так что речь идет о чрезвычайно выгодном контракте.
Где разместить заказ?
Несколькими часами ранее министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил СМИ, что его ведомство вышло на "предконтрактные переговоры" о постройке четырех кораблей-вертолетоносцев класса "Мистраль".
"Мы сейчас находимся на предконтрактных переговорах по данному типу кораблей с тремя государствами. Это Испания, Голландия и Франция. Мы планируем подписать контракт на четыре таких корабля", - сказал он.
Как сообщил министр, один корабль предполагается полностью построить за границей, два также за рубежом, но при участии российских судостроителей, а четвертый "максимально полно должен быть построен в РФ".
"Есть решение президента, чтобы мы проработали этот вопрос. Мы сейчас этим очень серьезно занимаемся. Думаю, что этот вопрос будет решен положительно, если не произойдут какие-то изменения, в том числе в вопросах финансирования", - заявил он.
Отвечая на вопрос, как планируется использовать новые корабли, Сердюков сказал: "Мы точно сейчас понимаем, что вертолетоносец нужен Северному и Тихоокеанскому флотам".
Пока неизвестно, когда могут быть подписаны соответствующие контракты, и сколько времени понадобится для постройки кораблей в случае положительного решения.
Сложные переговоры
Ранее Россия долгое время Нажать вела переговоры с Францией о покупке одного готового корабля класса "Мистраль". В начале марта этот вопрос обсуждался на переговорах президентов двух стран - Дмитрия Медведева и Николя Саркози, причем, российский лидер тогда назвал предполагаемую сделку "символом доверия". Если бы она была заключена, это стало бы первым в истории случаем продажи России государством НАТО столь сложной и современной военной техники.
По имеющимся данным, договоренность тормозит желание Парижа продать один корпус корабля без сложной электронной "начинки", что не устраивает Россию.
В конце марта первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стайнберг заявил, что президент Барак Обама обратил внимание на ситуацию вокруг "Мистраля" и считает, что проблема нуждается в дополнительном изучении.
Страны Балтии и Грузия опасаются, что продажа "Мистраля" не будет способствовать безопасности в Европе. При этом они нередко ссылались на слова главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого, что будь у России "Мистраль" во время конфликта с Грузией, десант к ее берегам можно было бы доставить за 40 минут вместо 26 часов, как было в реальности.
Возможно, заявление Анатолия Сердюкова, из которого вытекает, что новые корабли не предполагается использовать на Балтике и в Черном море, призвано снять эти возражения.
Российские претенденты
ОПК, созданная в 2004 году, является одной из крупнейших российских госкомпаний. Общая стоимость управляемых ею активов в сфере машиностроения и военной промышленности составляет около 400 миллиардов рублей (13 миллиардов долларов). В их числе - "Северная [бывшая Путиловская] верфь" и "Балтийский завод" в Санкт-Петербурге, известные еще с царских времен. По данным СМИ, корпорация контролируется структурами, близкими к российскому миллиардеру Сергею Пугачеву, являющемуся также членом Совета Федерации от Тувы.
ОСК, полностью принадлежащая государству, с 2007 года инкорпорирует военные верфи в Санкт-Петербурге, Северодвинске и Владивостоке.
Головное предприятие компании, северодвинский завод "Севмаш", с 2004 года не может не только построить с нуля, но и модернизировать Нажать тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", предназначенный для ВМС Индии. Впрочем, по словам гендиректора "Севмаша" Николая Калистратова, причины носят не технический, а финансовый характер.
Что такое "Мистраль"?
"Мистраль" представляет собой многоцелевой десантный вертолетоносец водоизмещением 16,5 тыс. тонн, при полной загрузке 21,3 тыс. тонн. Длина корабля - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м. Максимальная скорость 18,8 узла, дальность автономного плавания до 19 800 миль.
"Мистраль" предназначен для доставки 470 (при кратковременной транспортировке - 900) десантников, или 40 танков, или 70 тяжелых автомашин. На борту имеется также госпиталь на 69 коек.
Средства высадки включают в себя восемь грузовых вертолетов и четыре легких десантных катера, которые можно заменить на два катера на воздушной подушке. Собственное вооружение – восемь боевых вертолетов, две зенитные ракетные установки, две 30-миллиметровые артиллерийские установки и четыре 12,7-миллиметровых пулемета.
Экипаж - 160 человек, из них 20 офицеров.
Франция на данный момент имеет два корабля класса "Мистраль" и строит третий.
Источник: www.bbcrussian.com