По тропе АвтоВАЗа
20.05.2010, 21:19Машиностроительный концерн «Тракторные заводы» запускает программу по обмену старых сельскохозяйственных комбайнов на новые. Вдохновленные примером АвтоВАЗа тракторостроители надеются убрать с полей сельхозутиль и восстановить объемы своего производства.
Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) планирует удвоить в этом году объемы поставок своей техники сельхозпроизводителям через свою специализированную торговую компанию «Агромашхолдинг» – до 12 тыс. единиц, утверждает исполнительный директор АМХ Андрей Вольф. По его словам, 60% от общего объема поставок придется на трактора крупнейшей в России марки «Агромаш», 20% – на комбайны и оставшаяся часть – на лесозаготовительную и коммунальную технику, произведенную на предприятиях машиностроительной группы «Тракторные заводы». Но самое интересное то, что АМХ с благословения КТЗ собирается поднять продажи комбайнов с помощью программы утилизации старой зерноуборочной техники, которая сейчас в изобилии ржавеет на задних дворах машинотракторных станций по всей стране.
Пилотным регионом для этого избрана Нижегородская область. По договору между АМХ, его региональным дилером – компанией ЮТЕК и администрацией региона любой нижегородский аграрий, предъявивший акт списания или акт утилизации зерноуборочной машины старше десяти лет, получает сертификат на 250 тыс. рублей. Он может воспользоваться им для приобретения нового комбайна производства Красноярского завода комбайнов. После получения машины еще 250 тыс. ему компенсирует региональное министерство сельского хозяйства. Таким образом, земледелец получает возможность за счет сульхозутиля приобрести современную, энергонасыщенную, экономичную технику со скидкой 15−20% от первоначальной стоимости. Эта программа уже вызвала интерес у нижегородских аграриев.
Как сказал руководитель одного из местных сельхозпредприятий Александр Кузин, «у нас комбайнов накопилось много, и порезать их на металлолом – это практически ничего не получить. Программа позволяет нам утилизировать старую технику и получить значительную скидку на приобретение новых зерноуборочных машин». Первые комбайны по программе утилизации КТЗ придут в Нижегородчину уже в начале июня, а тем временем машиностроительный холдинг разослал приглашения участвовать в ней губернаторам, министрам сельского хозяйства и лесного комплекса всех регионов России, а также в Росагролизинг, Россельхозбанк и Минсельхоз РФ. Тем субъектам федерации, у кого мало денег, «Тракторные заводы» даже пообещали подумать над возможностью утилизации в одностороннем порядке. Помимо этого, «Агромашхолдинг» предложил Россельхозбанку рассмотреть возможность внесения своих векселей за утилизацию комбайна в качестве первого взноса за новую машину. Таким образом, к уборочному сезону в Нижегородской области АГМХ рассчитывает реализовать 150 комбайнов, а в целом по России – не менее 600.
Отдельная тема – лесозаготовительная техника, по программе утилизации которой в 2010 году через «Агромашхолдинг» планируется продать около 130 единиц. Понятно, что при реализации этой программы концерн «Тракторные заводы», выпускающий военную, железнодорожную, сельскохозяйственную, коммунально-строительную и лесозаготовительную технику, вдохновляет пример российского автопрома. Программа по утилизации старых автомобилей, по словам губернатора Самарской области Владимира Артякова, помогла, например, АвтоВАЗу за первые четыре месяца этого года увеличить сбыт своих автомобилей на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А комбайн – не личный автомобиль, это средство производства, значит, спрос на него может быть еще выше. По словам Андрея Вольфа, сегодня российскому агропромышленному комплексу требуется не менее 10 тыс. новых зерно— и кормоуборочных комбайнов и 19 тыс. новых гусеничных тракторов. Поэтому, осознавая, что со своей инициативой «Тракторные заводы» немного опоздали – региональные бюджеты на этот год давно сверстаны, топ-менеджмент концерна рассчитывает на то, что программа по утилизации старой сельхозтехники будет действовать минимум до 2015 года.
С другой стороны, то, что такая программа у «Тракторных заводов» появилась именно сейчас, тоже не случайно. По сравнению с 2008 годом производство на предприятиях КТЗ (в управлении машиностроительного холдинга находится более 20 крупнейших предприятий в Алтайском, Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской областях, Чувашской, Карельской и Мордовской республиках, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и на Украине) сократилось на 75%! «Если в докризисное время ежегодный рост производства составлял около 20%, то по предварительным оценкам 2009 года на предприятиях холдинга было выпущено только 25% от уровня 2008 года», – сообщила компания. Долги же кредиторам за это время перевалили за 1 млрд долларов. Спасение КТЗ пришло от государственного Внешэкономбанка (ВЭБ).
В нынешнем году ВЭБ предоставил концерну кредит в 15 млрд рублей по ставке рефинансирования ЦБ плюс 3% годовых. Он имеет целевое назначение – на «обеспечение непрерывности производственной деятельности предприятий „Тракторных заводов”», в том числе – «на погашение кассовых разрывов, возникших в связи со снижением спроса на продукцию». Кроме того, за счет этих денег КТЗ удалось ликвидировать образовавшуюся в период кризиса кредиторскую задолженность перед поставщиками сырья и услуг.
Поэтому нынешняя программа «Тракторных заводов» по утилизации старой сельхозтехники – это не только маркетинговый ход, направленный на увеличение сбыта продукции, но и своеобразная «дань» государству, помогшему недавно машиностроительному концерну перепрыгнуть через финансовую пропасть.