Молочные реки если не пересохнут, то подорожают. За чей счет?
04.03.2010, 00:26
Со сталинских времен повелось, что государство не считало для себя обязательным достойно оплачивать сельскохозяйственный труд.
Мало того, что провели насильственную коллективизацию. Созданные колхозы еще и не получали за выращенный ими хлеб восстановительную цену, то есть такую, которая хотя бы окупала затраченные средства и усилия.
Об этом было написано много хороших исследований во время перестройки. Их авторы показывали, что государственная политика ограбления села продолжалась вплоть до 80-х годов. Отсюда и неуклонная деградация колхозов и совхозов.
А дальше, когда разгулялась рыночная стихия, это едва не привело к утрате Россией своей продовольственной безопасности. Казалось, в начале нынешнего века были сделаны необходимые выводы, и отечественное производство сельхозпродукции стало выкарабкиваться из ямы.
Однако теперь место государства, державшего сельхозпроизводителей «в черном теле», заняли монополисты-переработчики сельхозпродукции. Лучше всего это видно на примере производства молока.
До последнего времени молокозаводы принимали сырое молоко в среднем по цене 8-9 рублей за литр, а в некоторых регионах – вообще по смешной цене: по 6 рублей. И только кое-где отпускная цена добиралась до 12 рублей за литр.
С такими деньгами производители молока еле-еле покрывали себестоимость его производства, а в прошлом году вообще трудились в убыток, как заявляют многие директора молочных хозяйств. Где уж там закупать новое оборудование и развиваться!
Наконец терпение молокопроизводителей лопнуло, они провели съезд «Национального союза производителей молока» и заявили, что отныне молоко будут отпускать заводам по минимальной цене не ниже 11 рублей. По большей – пожалуйста, меньшей – нет.
Андрей Даниленко, руководитель «Союзмолока» считает, что при такой цене окупится реальная сегодняшняя себестоимость молока (8-9 рублей за литр), а оставшиеся 2-5 рублей позволят проводить модернизацию оборудования.
Однако переработчики молока не лыком шиты, и у них тоже есть своя торговая организация – Молочный союз России. Они категорически возражают против предложения молокопроизводителей и настаивают на том, чтобы минимальная отпускная цена на молоко варьировалась в зависимости от качества сырого молока и региона.
Так, для Центрального и Северо-Западного округов переработчики готовы закупать по 11 рублей молоко с жирностью от 3,2% и выше, а для остальных округов такое же молоко – по 10 рублей. Как-то непонятна эта дискриминация других регионов России: разве затраты на производство молока у них настолько ниже, чем у двух названных «элитных» регионов?
И еще один интересный вопрос: а не повысятся ли теперь цены на молоко в магазинах? Ведь оно и сейчас стоит вдвое, а то и втрое выше его оптовой цены.
Андрей Даниленко полагает, что предложение молокопроизводителей не обязательно вызовет повышение конечной цены молока. Просто в ней увеличится доля доходов, получаемых молочниками, и снизится прибыль переработчиков.
Но разве переработчики молока, вынужденные закупать его по более высоким ценам, согласятся лишиться части своих барышей? Нет, они соответственно поднимут отпускные цены, по которым у них берут товар торговые сети.
Ну а супермаркеты разве захотят быть крайними? Они, разумеется, тоже поднимут итоговые цены на молоко.
А вот нам с вами, приобретающим его в магазинах, уже никак не поднять цену на молоко и не передать ее по эстафете: мы же последнее звено в этой цепочке. А значит, и платить за сохранение молочной отрасли в России придется нам.
Правда, есть еще Федеральная антимонопольная служба, которая вроде бы стоит на страже интересов потребителей и прищучивает монополистов. И некоторые эксперты считают, что ФАС не позволит торговым сетям задирать цены на столь важный для населения продукт питания. Посмотрим, кто – кого.
Российское правительство в лице вице-премьера Виктора Зубкова поддержало инициативу производителей молока. Кроме того, оно предвидит, что переработчики-монополисты попытаются коллективно давить на руководителей молочных хозяйств, чтобы те сдавали сырое молоко по низким ценам.
Зубков заявил, что на этот случай у правительства готовы контрмеры: оно будет финансировать строительство мини-заводов по переработке молока, которые будут принадлежать самим селянам.
Чем кончится эта молочная «гражданская война» – увидим в самом скором времени.
Элла Кувшинкина