ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Академическое предупреждение: Россия исчерпывает научно-технический потенциал

Академическое предупреждение: Россия исчерпывает научно-технический потенциал

17.02.2010, 13:16

В Москве в Доме экономиста на Тверской прошел Второй круглый стол из серии «Диверсификация российской экономики». С основным докладом «Диверсификация российской экономики – миф или реальность?» выступил Руслан Гринберг – директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН.

Он предупредил, что до исчерпания Россией советского научно-технического потенциала осталось лишь пять–шесть лет. При этом в связи с кризисом усиливается примитивизация российской экономики – снижается доля обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного производства. Между тем в других индустриальных и постиндустриальных государствах, наоборот, происходит «массированная экспансия денег в научно-технические отрасли, в фундаментальные и прикладные исследования». Единственный способ реализации промышленной политики доктор экономических наук Р.С. Гринберг видит в прямом планировании «в натуре» под жестким административным контролем.

Заведующий отделом Института географии РАН Сергей Артоболевский сообщил, что в России география стала модной: в Русском географическом обществе президентом является глава МЧС Сергей Шойгу, а главой попечительского совета – Председатель Правительства Владимир Путин. Рассматривая диверсификацию с точки зрения регионоведения, доктор географических наук С.С. Артоболевский призвал не ограничивать ее лишь производством: в населенном пункте могут быть совершенно разные предприятия, но при этом ни одно из них может не нуждаться в квалифицированной рабочей силе. Поэтому следует уделять внимание диверсификации профессиональной структуры населения. Кроме того, в ходе диверсификации следует учитывать естественные тенденции каждого региона и не насаждать искусственно, скажем, наукоемкие предприятия там, где на них заведомо некому будет работать.

Комментируя прозвучавшую в докладе мысль о том, что исторически модернизации проводились в России авторитарными методами, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил: «Авторитаризма для модернизации больше, чем сейчас, не требуется... Авторитаризм для модернизации построен, просто настроен на коррупцию. Его перенастроить нужно, и все будет хорошо». Тем не менее, доктор экономических наук М.Г. Делягин предрек, что коррупция в любом случае приведет страну к системному кризису. При высоких ценах на углеводороды это произойдет позже, при низких ценах – раньше: «проедание советского наследства вступает в некий критический этап, о чем свидетельствует авария на Саяно-Шушенской ГЭС».

Член Центрального совета Российского аграрного движения Виктор Бирюков напомнил, что численность населения Земли и уровень его жизни растут, а площадь сельхозугодий по разным причинам сокращается. Эти «ножницы» уже привели в 2007 году к глобальному продовольственному кризису, который со временем будет лишь обостряться. Уникальное конкурентное преимущество России заключается в наличии огромных неиспользуемых сельхозугодий. «Важнейшим направлением диверсификации нашей экономики должно стать освоение этих площадей и превращение страны из импортера в экспортера продуктов питания», – резюмировал Виктор Бирюков и познакомил участников круглого стола с собственным опытом подъема мясной отрасли в Забайкальском крае на основе соглашения, подписанного с главой этого региона Равилем Гениатулиным.

Один из создателей политического движения «Яблоко», экономист и публицист Юрий Болдырев уверен, что главная проблема России заключается не столько в деградации производства, сколько в деградации человеческого капитала. Соответственно «цель диверсификации – преумножать человеческий капитал». Однако принятию правильных решений в этом направлении препятствует крупный бизнес, влияющий на власть. Если в Китае бизнес становился крупным «благодаря предшествующему честному служению своей родине», то в России тот же процесс шел нечестным путем. Поэтому отечественный крупный бизнес «боится порядка в государстве», полагая, что сильное государство сможет отобрать преступно нажитые средства. Обращаясь к теме мирового дефицита продовольствия, Ю.Ю. Болдырев подчеркнул, что Россия обязана самостоятельно производить продукты питания – несмотря даже на то, что мясо, например, выгоднее производить в Аргентине; точно так Япония выращивает рис, хотя он это гораздо дешевле делать в Таиланде.

Первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий, доктор технических наук Булат Нигматулин сообщил, что в России 1% населения имеет доходы равные доходам всего остального населения. Поэтому требуется регулятор «в виде прогрессивной шкалы налогообложения по всем видам доходов». Вследствие такого перераспределения средств только за счет повышения спроса малоимущих ВВП вырастет в 1,5 раза. Профессор Б.И. Нигматулин обратил внимание на зависимость смертности и продолжительности жизни от подушевого финансирования здравоохранения. Финансирование в объеме 4200 руб. в год вообще не сказывается на этих показателях: если отказаться от него, смертность и продолжительность жизни не изменятся. Однако при увеличении финансирования эти показатели «сдвигаются с места» – начинают улучшаться. Вывод: госфинансирование здравоохранения – наиболее действенное оружие против депопуляции.

Советник председателя Совета Федерации, член-корреспондент Россельхозакадемии, вице-президент Вольного экономического общества России, доктор экономических наук Михаил Коробейников считает, что политическая элита сама не верит в реалистичность провозглашенного ею курса на модернизацию экономики. Далее он привел пример «настоящей диверсификации», когда в качестве секретаря Ставропольского крайкома ВЛКСМ курировал строительство Кубанского каскада ГЭС: «и людей заняли, и урожайность подняли, а четвертая очередь дала воду Калмыкии». Сегодня профессор М.А. Коробейников предлагает диверсифицировать экономику путем развития туризма, поскольку в этой сфере Россия имеет колоссальный потенциал: «Если бы мы это у себя развили – охоту, рыбалку, спортивный туризм, нефть бы нам и не нужна была, потому что здесь совершенно другие возможности дохода, совершенно другие занятия для наших россиян».

Доктор философских наук, профессор МВТУ им. Баумана Виктор Ильин не попал на мероприятие, однако прислал своем мнение в письменном виде. В этом тексте, в частности, сказано: «Опыт обсуждения сюжета на предыдущем круглом столе укрепил убеждение в необходимости толковать диверсификацию объемно: дробление форм собственности, расширение ассортимента выпускаемых изделий, конечно, завязаны на специфические хозяйственные, производственные решения. Но не только. Много важнее, что диверсификация по своему назначению сцеплена с общей санацией общественной ситуации, взыскующей наращивание продуктивной человеческой самореализации».

Подытоживая дискуссию, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг предположил, что руководство страны по-прежнему убеждено в способности рынка к успешному саморегулированию, в то время как на самом деле философия свободного рынка ущерба. «Мне кажется, что единственный способ изменить ситуацию – это развивать в себе гражданина и перестать быть подданным, – завершил круглый стол Р.С. Гринберг. – Поэтому когда некоторые у нас говорят, что не надо нам допустить украинизации политической жизни, я думаю, что нужно делать совсем наоборот».

Ведущий круглого стола, член президиума Вольного экономического общества России, главный редактор журнала «Наша власть: дела и лица» Александр Новиков констатировал, что ни за Первым, ни за Вторым круглым столом экспертам не удалось свести к единому знаменателю свои мнения по заявленной теме.

Поэтому представляется актуальным продолжить дискуссию за Третьим круглым столом «Диверсификация российской экономики» в апреле 2010 года.

Accelerated with Web Optimizer