Казахстан реализует программу обхода территории России
25.04.2023, 12:51Идея диверсификации экспортных поставок нефти на мировой рынок и сокращения зависимости от российского транзита подтолкнула власти Казахстана расширить свой танкерный флот на Каспийском море для.
Так, по данным «Коммерсанта», в этом году «Казмортрансфлот» планирует закупить два нефтеналивных танкера дедвейтом по 8000 т. Поставщиком судов выступит Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ). Эти суда Казахстан намерен использовать для поставок нефти в обход России через Азербайджан.
По итогам года, каспийский флот «Казмортрансфлота» увеличится до пяти судов. Сейчас флотилия республики включает танкеры «Астана», «Актау» и «Алматы» дедвейтом по 12 400 т каждый. Отмечается, что перевозки нефти по Каспийскому морю приходится осуществлять такими небольшими танкерами из-за небольших глубин.
Новые суда нужны Казахстану для диверсификации экспортных поставок сырья, подчеркивает «Ъ».
В настоящее время около 80% казахстанского экспорта проходит через РФ, в основном по двум трубопроводным маршрутам – трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск и через трубопровод Атырау — Самара, после чего топливо следует в порт Усть-Луга на Балтике.
В 2022 году поставки по трубе через КТК неоднократно приостанавливали. Потому Казахстан, с учетом текущей политической обстановки, приступил к поиску альтернативных маршрутов для доставки своего сырья в Европу.
Главной альтернативой российского транзита стал нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Однако, уточняет издание, этот маршрут пока предполагает морские поставки до Азербайджана: Казахстан вынужден доставлять нефть танкерами по Каспию до Баку, чтобы заполнить БТД.
В 2023 году, по соглашению между «Казмунайгаза» и азербайджанской SOCAR, по БТД планируется направить 1,5 млн т нефти с казахстанского месторождения Тенгиз.
В правительстве Казахстана заявили, что власти страны хотят значительно нарастить поставки через БТД — до 20 млн т в год.
Пока этому мешают долгосрочные контракты с КТК и «непривлекательная экономика транспортировки», поскольку поставки по трубопроводу через Баку-Тбилиси-Джейхан обходятся дороже.
Сейчас поставки через БТД дороже, чем через Новороссийск (до $100 за тонну против $38,4), поясняет газета. Чтобы нарастить экспорт по этому маршруту необходимо увеличить инвестиции в расширение порта Актау, углубить дно на Каспии и нарастить мощности самого БТД. Собеседники издания подчеркнули: речь идет о «нескольких десятках миллиардов долларов».
Как сообщалось ранее, страны Восточной Европы планируют сократить поставки урана из России и заключают все больше контрактов с Казахстаном, чья государственная компания «Казатомпром» считается крупнейшим в мире добытчиком урана.
На этом фоне, как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники, Казахстан может стать одним из альтернативных поставщиков топлива для европейских АЭС — страна производит более 40% всего урана в мире, уточняет агентство.
Ряд АЭС в Восточной Европе намерены подписать новые контракты с казахстанской стороной до 2025 года, подчеркивает Bloomberg.