"Чистый" воздух над многострадальной Клязьмой
12.03.2021, 16:00В 2017 году жители одного из комплексов, расположенных возле аэропорта Шереметьево, были вынуждены составить петицию в Министерство экологии Московской области, прося у чиновников защиты.
Переживать было о чем. Выброс вредных веществ в Клязьму приводил к удушью, рези в глазах и аллергическому кашлю. Симптомы не самые приятные, люди ожидаемо переживали за последствия. Пресс-служба аэропорта пообещала, что уже в текущем 2017 году проблема будет устранена, ведь аэропорт теперь поддерживается деньгами частных собственников и «в рамках реконструкции предполагается обновление очистных сооружений». Аэропорт просил подождать до 4 квартала 2017 года.
Надежда была - ведь в 2015 году Владимир Путин и Дмитрий Медведев подписали указы, согласно которым почти 70% акций Шереметьево передавались кипрскому оффшору «TPS Avia», за которым стояли фигуры могущественных миллиардеров Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и на тот момент депутата Государственной Думы Александра Скоробогатько.
Передавались как раз за обещание построить новую инфраструктуру. Мол, вы строите - а мы вам акции.
Но, увы, в четвертом квартале 2017 года эти самые очистные сооружения в Шереметьево никто так и не запустил. В следующем году, как не трудно догадаться - тоже.
В 2019 году об опасности для людей заговорил Роспотребнадзор по Московской области. Причина была из ряда вон выходящей - дело в том, что аффилированная с Ротенбергами строительная компания построила за бюджетные деньги новую полосу для Шереметьево, одним из частных собственников которого является... Ротенберг. И все бы ничего (подумаешь, построил сам для себя за бюджетные, ведь все можно обосновать), но при всех этих схемах денег на отселение людей, проживающих прямо возле полосы, не нашлось.
Понять причину не сложно. Полоса постоянно дорожала, и нашему многострадальному бюджету приходилось изыскивать все возможные средства, чтобы платить Ротенбергу за полосу для Ротенберга. На чем-то в таких условиях нужно экономить - решили на людях.
В результате прямо возле полосы продолжали стоять жилые домики. Ну и глядя на это фантастическое безобразие, решил обозначиться Роспотребнадзор.
Конечно, по хорошему он должен был просто наложить вето, запретить эксплуатацию опасного для жизни и здоровья граждан Российской Федерации объекта. В принципе, он для этого и создан - защищать граждан от угроз для здоровья и жизни. А не для того, чтобы теребить бизнесменов своими проверками, водя заскорузлым пальцем по необъятным сборникам законодательных норм (большинство из которых устарело еще в советские времена, когда и было написано), выискивая, до чего бы еще докопаться.
Но в этом случае ведомство, видимо, постеснялось, поэтому ограничилось письмом. Признав, правда, что в результатах проживания у взлетно-посадочной полосы «По оценкам экспертов, загрязнение атмосферного воздуха сокращает продолжительность жизни в среднем на 3-5 лет», да и в целом негативно отражается на здоровье человека из-за высокого уровня шума и загрязнения воздуха продуктами сгорания авиационного топлива и приводит к различным заболеваниям.
Как звучит, а? Жуть! Но не закрывать-же полосу, которую государство отдало аэропорту Ротенберга за издевательскую сумму в одну тысячу рублей в год. Знаете, забавно - я когда об этом думал, представил, а что если бы полиция так же работала. Направляла бы преступникам письма - «Вы уж пожалуйста не воруйте, а то люди очень переживают. По оценкам экспертов, украденная у старушки пенсия может сократить ее жизнь». Абсурд...
В этом же году, кроме тысячи рублей за аренду всего перрона на год, аэропорту пришлось заплатить еще целых девяносто - именно на столько оштрафовало «Международный аэропорт Шереметьево» Министерство Экологии.
Будете знать, как травить расейский народ!
Однако, несмотря на внушительный штраф в 90 тысяч рублей, глава Росприроднадзора сообщила, что в октябре 2019го «...мы предложили аэропорту в добровольном порядке возместить вред, причиненный реке Клязьма, в размере около 4 млн рублей. Он возместил ущерб».
Забегая вперед вынужден сказать, что в феврале 2021 года Арбитражный Суд Московской области обязал аэропорт заплатить 74,3 миллиона рублей по иску областного министерства экологии. Именно такой вред насчитали экологи в 2019 году. Это уже, сами понимаете, не штраф в несколько десятков тысяч рублей. И даже не добровольная подачка в виде четырех миллионов.
И мне бы хотелось узнать, почему при первоначальной проверке ограничились столь скромной суммой. Хотя я примерно догадываюсь, как это было - любой, кто хоть раз участвовал в проверках государственных органов, это знает. Что-то вроде «Ой, какой красивый конверт, спасибо, но вы уж извините, надо что-то в акте написать, вы сами напишите там, что мы у вас нашли, а то начальство ругается если в акте ничего нет». Знакомо?
Впрочем, мы слишком спешим, и чуть не пропустили еще один интересный временной период. В декабре 2020 года тревога все нарастала - дошло уже до открытых акций в попытке защитить природу и людей. Активисты «Всероссийского общества охраны природы», «Национального экологического корпуса» и Межрегиональной общественной организации «Тут грязи нет» встали в пикеты у дороги к аэропорту. В интернет выкладывали сканы протоколов лабораторий, проводящих анализы. Пробы показывали превышение нормативов в десятки раз.
Выяснилось, что обещание ввести в строй очистные сооружения так и не выполнено. Напомню - даже несмотря на то, что получивший целый перрон в аренду за символическую тысячу рублей частный собственник обязался содержать и создавать инфраструктуру. И даже получил под это дело официальное право увеличить основной аэропортовый тариф. И не на 5-10-20%, а сразу в два раза.
Тариф увеличили, билеты из-за этого выросли в цене, но Клязьму как травили, так и продолжают травить.
В 2020 году жителям окрестных домов в издевательской форме сказали подождать 2-3 года, слово в слово повторив обещание 2019 года. «Скорее всего, никакой дорожной карты по решению экологической проблемы просто нет. Руководство «МАШ» о ней говорит, но никто ее в глаза не видел» - сетовали тогда люди.
Люди, которым еще четыре года назад приходилось писать об удушье и рези в глазах.
И, видимо, ждать придется и дальше - потому что на днях активизировались чиновники, и заместитель председателя правительства Московской области - министр экологии и природопользования Андрей Разин заявил, что в отобранных пробах воздуха... Превышений гигиенических нормативов не обнаружено.
Надо же как. Ровно год назад, в феврале 2020-го, активисты «Гринписа» заявили, что «Жители Митино, Лобни, Тушино, Голиково, Красногорска, Химок и прилегающих территорий жалуются на превышение нормативов предельно допустимого уровня шума и загрязнение воздуха, связанное с новым маршрутом 224 аэропорта «Шереметьево»».
За этот год я не слышал ни про какие мероприятия по борьбе с загрязнением воздуха, а министр экологии и природопользования Московской области заявляет, что воздух теперь в полном порядке. Чудеса, не иначе.
Как было принято говорить в разгар пандемии - природа настолько очистилась, что... Хотя стоп, полеты вроде как возобновляются, самолеты особо экологичнее за прошедший год не стали - но, опять же, с воздухом теперь все в порядке.
Теперь, видимо, осталось дождаться когда и Клязьма восстановится от ядовитых испарений, а у людей прекратятся приступы аллергического кашля? Или и так можно все оформить?
Мне почему-то - не знаю уж, почему - вспомнился тот добровольный «штраф» в четыре миллиона. Который суд после долгих тяжб все-таки признал заниженным практически в двадцать раз. А еще подумалось - интересно, эта активно растиражированная новость - просто подтверждение, так сказать, бурной деятельности экологов? Или подготовка к чему-то большему?
Посмотрим. Хватило бы только здоровья.
Дмитрий Кузнецов