Антимонопольный провал небесного масштаба
08.09.2020, 20:57В сентябре 2019 года президент России Владимир Путин достаточно жестко раскритиковал принцип формирования цен на билеты авиакомпании «Аэрофлот». Выглядело это вот так:
«Надо посчитать, насколько велики их убытки, они счетоводы очень искусные. Все время прикрываются какими-то международными стандартами, которые некоторые эксперты считают жульническими. Там компьютер просто считает тупо сколько заявок, сколько потребностей и исходя из этого взвинчивают цены. Достаточно примитивно все считают. Этот способ ценообразования и определения тарифов используют многие компании в мире. Но у нашей страны — особые условия, у нас огромные расстояния. И это необходимо учитывать. Будем решать эти вопросы».
Давайте абстрагируемся от политических пристрастий, попробуем смотреть на эту ситуацию как на нечто сферическое в вакууме. Итак, президент государства в открытом обращении к нации выразил недоверие руководству государственной авиакомпании. Фактически Путин прямо сказал, что генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев обдирает пассажиров с использованием жульнических схем.
В принципе, после таких слов заявление об увольнении по собственному желанию должно было появиться в прессе в течении ближайших суток, но по каким-то причинам господин Савельев остался в своем кресле.
Чуть менее очевидно, что подобное заявление Путина является прямым обвинением Федеральной Антимонопольной Службы и лично ее главы Игоря Артемьева в профнепригодности. И с этим обвинением трудно спорить, ведь ФАС «проглядела» (специально ли, или по недостатку профессионализма, а может по совокупности всех этих факторов) становление «Аэрофлота» фактическим монополистом, с которым сладить уже не может даже Путин (если бы мог, неужели обращался бы к нации)?
Конечно, часть населения уверена, что это специальное выступление для поиска дополнительной поддержки у этого самого населения, и я вполне это допускаю. Только вот лично у меня наоборот рейтинг от таких слов падает. У нас что, настолько все плохо в сфере защиты конкуренции, что глава страны должен об этом говорить с экрана?
А ведь предупреждали, ой предупреждали - еще когда «Аэрофлот» только начинал прибирать к рукам рынок. Предупреждали, что «пролетные» должны идти в бюджет, а не в контору, спонсирующую один из самых богатых футбольных клубов в мире. Предупреждали, что распределение маршрутов и квот непрозрачно, и не дает нормально конкурировать. А уж когда начали уничтожать Трансаэро, даже самый ленивый и толерантный к «Аэрофлоту» авиационный специалист не сказал пару слов про катастрофические последствия будущего правления монополии на рынке.
Но где был Артемьев и его ФАС, когда на руководящую должность в типа «спасаемый» Трансаэро поставили человека Савельева? Открыто, не скрывая, даже не «марионетку» - напрямую зама генерального директора главного конкурента компании. Что, уважаемая ФАС, для раскрытия этой сверхзапутанной махинации и правда требуются годы работы?
Ну и доигрались, само собой. Сначала выступление Путина, а затем в марте коронавирусного года ФАС уже сама обращается к нации через пресс-службу, направившую в ТАСС следующее сообщение:
«В связи с исключительным положением "Аэрофлота" на рынке международных авиаперевозок, а фактически по вывозу российских граждан из других стран, ФАС России требует от ПАО "Аэрофлот" незамедлительного принятия мер по устранению нарушений в ценовой политике на авиабилеты и обеспечении доступности рейсов».
Нет, вы прочтите еще раз. Ведомство, которое должно бороться с исключительностью, нижайше просит монополиста в связи с его «исключительным» положением снизойти до интересов граждан. Да не смутят вас все эти грозные «требует» и «незамедлительное устранение нарушений». Ну прелесть, а не текст.
О чем это говорит лично мне? О том, что ФАС не имеет работающих механизмов контроля Савельевской монополии. Она вышла из подчинения окончательно.
В принципе, на этом можно прекращать писать, основной вывод сделан. Хотя если у уважаемого читателя найдется еще буквально минутка, то мы можем найти материал посвежее. Как вам новость с официального сайта антимонопольщиков под громким и гордым заголовком:
«Одно из лучших достижений ведомства в 2019 году: согласование коммерческой политики ПАО «Аэрофлот»»... Первая мысль - что делать, если проигрываешь по всем фронтам? Очевидно, делать хорошую мину при плохой игре.
Вторая мысль - так так так, стоп... Тут что-то не сходится. Если ФАС считает свою работу в 2019 году эталонной и контроль над ценообразованием билетов завершенным, то почему же в марте 2020 года они жалуются на «нарушения в ценовой политике на авиабилеты»?
Перечитаем новость еще раз - «В коммерческой политике описаны алгоритмы установления цен исключительно в зависимости от рыночных условий, в первую очередь от спроса, без привязки к себестоимости перевозки» говорит нам ФАС.
Это великолепная идея, ребята - отвязать цены монополии от себестоимости и привязать к рынку. Особенно «великолепно» она звучит, если держать в уме, что именно монополизм и позволяет влиять на этот самый рынок.
Впрочем это уже не особо важно - в ближайшее время результаты любого провального решения менеджмента «Аэрофлота» будут скрыты пандемией. В цифрах разбираться у нас не очень любят, а тут вполне очевидно - пандемия же! Провалили работу с грузопотоками - ой, пандемия помешала. Отдали кучу денег футболистам-миллионерам - ах, проклятый вирус! Следственный комитет предъявил обвинение экс-топ менеджеру «Аэрофлота» в распиле 250 миллионов? Да нет, что вы, если бы не эпидемия, ух мы бы были успешными сейчас!
За три года выплатили членам правления более пяти миллиардов рублей? Ничего страшного, никто об этом и не вспомнит.
Пять миллиардов рублей. Несколько дней назад Мишустин подписал указ, что на развитие дорог (то есть ремонт и строительство новых (!) участков) в Башкирии, республике Марий Эл, Тыве, Северной Осетии - Алании, Вологодской, Волгоградской, Кемеровской, Мурманской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской и Челябинской областях, а также Ненецком автономном округе и Хабаровском крае выделено 4,95 миллиарда рублей. «Топы» «Аэрофлота» за три года получили даже больше. «Топы» убыточной авиакомпании, у которой в прошлом году заживо сгорели пассажиры.
Но какие вопросы об убыточности? Скажите спасибо коронавирусу... Я подозреваю, что на самом деле все эти сытые коты очень даже довольны сложившейся ситуацией. А что? «Аэрофлот» оказался единственной авиакомпанией, которой государство выделило всю сумму поддержки сразу, а не помесячно, как остальным. И тут «исключительность» - но ФАС, считающая работу с «Аэрофлотом» одним из лучших достижений ведомства в 2019 году , внимания на это, конечно же, не обратило.
Где реальная работа Артемьева и ФАС? Я не могу ругать Савельева, ведь он вроде как бизнесмен, не ему болеть за интересы граждан страны. Нет, то есть конечно могу - его авиакомпания, убивающая котов и ослепляющая собак, лично для меня после своих махинаций уже давно умерла. Как можно любить «Аэрофлот» после истории с погибшим вторым пилотом, в которой юлящие и извивающиеся юристы окончательно теряют человеческий облик, лишь бы не выплатить потерявшей кормильца семье законные деньги? Это же эталонная подлость в стиле дикого капитализма.
Как можно любить авиакомпанию, покупающую ботов после катастрофы со сгоревшими заживо людьми, при этом отчитывающуюся о выполнении выжившими эвакуации за 55 секунд при нормативе в 90? Это же эталонный идиотизм в стиле «совка».
Так я и воспринимаю этих ребят - «совок» и дикий капитализм, возьмем из разных временных эпох все худшее, взболтать но не перемешивать. Когда нужно будет содрать с вас три шкуры, будем орать, что это законы рынка. Когда вес вашего кота незначительно превысит норматив, забудем про клиентоориентированность и будем орать «не положено!» и «вас много а я одна!».
Судя по отзывам в интернете, многие пассажиры считают также, если не похуже. Впрочем кого это волнует? Уж точно не Федеральную Антимонопольную службу.
Дмитрий Кузнецов