Что общего у башкирской соды и московского аэропорта?
01.09.2020, 14:51Инцидент с Башкирской содовой компанией, как стало известно из новостей, дошел и до высшего руководства страны. Владимир Путин достаточно откровенно высказался о собственниках компании, деятельность которой привела к такому мощному общественному резонансу:
«Компания, о которой я только что сказал, Башкирская содовая компания, контрольный пакет там принадлежит частным лицам. Деньги, заработанные компанией, практически в развитие не инвестируются, в регионе не остаются. При общем объеме выручки в прошлом 2019 году 45 млрд рублей на инвестиционные цели пошло только 2,5 млрд рублей. Где деньги? Известно где — в офшорах».
В итоге Путин дал указание Генеральной Прокуратуре разобраться, законно ли вообще было снижать долю государственных акций в компании. Ведомство, разумеется, уже отреагировало - «Будет дана принципиальная оценка действиям всех лиц, причастных к сделкам с акциями предприятия, в результате которых государство утратило над ним контроль»...
А ведь как хорошо все начиналось! В 2010 году акционеры двух крупных химических предприятий одобрили их объединение, в результате чего на свет появилась объединенная компания, забравшая себе 70% рынка соды в России. Федеральная антимонопольная служба препятствовать этому не стала, сделку разрешила (интересно, этим действиям теперь тоже дадут оценку прокуроры?). Но главное, что сделку одобрило и правительство Башкирии, несмотря на то, что по итогам реализации всех этих схем за государством оставался пакет всего лишь в 38%.
Сделка сопровождалась феерическими высказываниями уполномоченных должностных лиц из администрации Башкирии. «Нам еще повезло!» говорили они, «все, кто против сделки - дилетанты или заинтересованные лица!»...
В интернете часто говорят, что чиновники никогда не врут - мы просто не умеем правильно их понимать. Когда чиновник говорит «нам еще повезло» - разве он обманывает жителей республики, которая лишается своих природных богатств? Просто по каким-то причинам эти самые жители, слыша фразу «нам», причисляют к ней и себя. Но разве это так? Когда чиновник говорит «нам повезло» - он это и имеет ввиду. Повезло ему, членам его семьи, ближайшим коллегам - кому угодно, но вы то здесь при чем?
Та же логика и с другой фразой. Вот в 2013 году Владимир Балабанов, занимающий должность главы администрации президента Башкирии, прямо говорит о сделке - «Все, кто сомневается в ее экономической целесообразности — или дилетанты, или пытаются разыграть эту карту в своих интересах». И он совершенно прав, если осознать, что «дилетанты» - это люди, не разбирающиеся в схемах современной «приватизации» и выводе активов в оффшоры.
Дилетанты!
Но в 2020 году руководство Башкирии заговорило совсем другими словами. Радий Хабиров, глава республики, сказал следующие замечательные слова:
«Это, как если бы крупный торговый центр присоединили к почтовому киоску, а владельцы торгового центра в результате конвертации акций оказались без ничего».
И вот тут я окончательно понял, что же именно мне так напоминает ситуация с содой. Это практически точная копия ситуации, произошедшей с аэропортом Шереметьево за последние годы.
Аэропорт Шереметьево точно также когда-то был государственным. Затем «крупный торговый центр» - государственный аэропорт - объединили с «почтовым киоском» - консолидированной группой небольших предприятий, принадлежащей олигархам Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу. И внезапно владельцы «почтового киоска» получили почти 70% объединенного актива.
Точно также это прошло через всевозможные согласования, и никто не был против, ни Федеральная антимонопольная служба, ни Росимущество - никто не наложил свое «вето». Точно также раздавались возгласы в стиле «нам еще повезло» (например олигарх Пономаренко говорил, что Росимущество очень жестко отстаивало интересы Российской Федерации, передавая государственное имущество владельцам «почтового ларька» - ха!)
Дальше сходства не заканчиваются. Приведу еще одну цитату из интервью Радия Хабирова:
«История приватизации БСК - это давняя история, началась в 2007-2008 годах, когда начали сознательно обесценивать "Соду" за счет занижения ее стоимости. Поскольку из ее периметра вывели "Сырьевую компанию" с соответствующими лицензиями и правами на сырьевые запасы, отделили строительную, цементную часть. Поэтому нам надо посмотреть, что в этих сегментах происходит. Это очень сложная и запутанная история, ее распутывание займет какое-то время. Но мы доберемся до сути, я уверен».
Перед «приватизацией» Шереметьево с ним тоже приключались разные истории. В 2012 году в руководстве аэропорта внезапно появились три новых топ-менеджера, которых уже тогда начали связывать с Пономаренко, Скоробогатько и Ротенбергом. И сразу после их появления аэропорт внезапно начал показывать убытки... Вплоть до приватизации, после которой он снова волшебным образом стал прибыльным.
Подозрительно это? Еще как подозрительно. Стоит ли это расследовать? Конечно стоит!
В истории с Башкирией Путин, как уже говорилось выше, отдельное внимание уделил оффшорам. Однако наличие кипрской компании в цепочке собственников Шереметьево никого не удивило на момент приватизации, ровно как не удивляет и сейчас. Оффшор «TPS Avia» совершенно спокойно владеет большей частью крупнейшего российского аэропорта, и никого это не смущает. Парадокс!
А вот еще - частные собственники «Башкирской содовой компании» угрожают руководству республики массовыми сокращениями в случае невыполнения их требований. «Шереметьево» же пошло дальше - снижением зарплат и отвратительными условиями труда оно умудрилось устроить в 2019 году случаи массового увольнения сотрудников, из-за чего телеканалы заполнили сюжеты о проблемах с багажом, а попозировать перед фото и видеокамерами журналистов, показывая всю глубину деятельного «участия» в решении проблемы пришлось даже министру транспорта Евгению Дитриху.
Я это к чему... Может быть не стоит дожидаться новых проблем и скандалов в Шереметьево, перечислять которые за один только 2019 год утомительно? Да что там говорить - можно брать любой месяц. Октябрь? Огромные пробки возле терминала В, пресс служба оправдывается, затем «дочка» аэропорта - грузовой склад «Москва Карго» - становится участником заметок о массовой краже техники «Apple» из груза, потом на борт проносят «травмат», затем 21 числа повреждают один самолет, а 22-го - сразу два...
В ноябре начинается «Больничная забастовка» в «Шереметьево Хэндлинг», связанная с невыносимыми условиями труда, потом история с толстым котом (хотя тут больше к «Аэрофлоту»), стремянка въехала в здание, самолет заблокировал рулежную дорожку, эксперты говорят о риске провалов ВПП-3 из-за инженерных ошибок при отводе вод Клязьмы (ВПП-3 за государственные средства достраивала компания, афиллированная с собственником аэропорта Аркадием Ротенбергом), самолеты стукнули крыльями, в интернете появляются фотографии отвратительного состояния используемой аэропортом техники, таксисты обманывают иностранцев, «пойманных» в терминалах аэропорта, и воруют забытые сумки, грузовик задавил работника в зоне обслуживания самолета...
2020 год в этом плане стал своего рода «спасением» - карантин, пассажиров мало, «косячить» просто негде. Но они справились - в новом терминале С обрушился потолок (отличный контраргумент для сторонников логики «зато частники построят инфраструктуру» - вот разве что такую, у которой потолки будут держаться максимум на изоленте), пилоты жалуются на неочищенные полосы, на рулежках застревают самолеты, продолжаются повреждения самолетов, грузчики убивают котов и ослепляют собак...
Конечно понятно, что убитые котики и раздолбанные самолеты - это не масштаб Путина, как и фотографии с вылетевшими за пределы полосы лайнерами. Видимо, сгоревший самолет, который не смогли своевременно начать тушить - тоже. Но все-таки очень бы не хотелось наступления по вине «офшорных» владельцев аэропорта такого события, после которого обращение Президента станет неминуемым.
P.S. уже после подготовки данного материала стало известно, что Генпрокуратура направила в арбитражный суд иск о передаче «Башкирской содовой компании» в государственную собственность.
Может и с аэропортом так сделать? Ну, раз уж частные собственники не справляются с управлением, и государству все равно приходится то работников метро разгребать багаж направить, то за свои деньги полосу построить, то в кризис помочь...
Дмитрий Кузнецов