Росавиация против Ростеха, или о бездарности руководства
02.12.2019, 12:43«Чудесную» новость довелось прочесть мне на днях. Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что сертификация российской авиатехники со стороны МАК нелегитимна.
На первый взгляд в новости ничего такого. Но вы вдумайтесь! Четыре года назад умер Евгений Примаков, и это стало поводом для уничтожения второй по величине авиакомпании России - «Трансаэро» (Примаков считался фактическим владельцем и покровителем авиакомпании). Оставшиеся владельцы попытались остановить этот процесс, используя оставшееся влияние в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). Глава комитета Татьяна Анодина - мать совладельца «Трансаэро», господина Плешакова - отозвала сертификаты на Boeing-737 по всей России. «Аэрофлот», который умудрился поставить на пост главы конкурента своего человека (и вообще не чурается подковерных игр), тут же завопил о нечестной игре, и, поскольку высокий покровитель Примаков был уже мертв, МАК аккуратно отодвинули от сертификации, отдав эту обязанность Нерадько и его Росавиации.
Противно, да?
Несколько влиятельных кланов, волею судеб зарабатывающих себе деньги на безбедную жизнь именно в авиационной сфере, по сути рискуют жизнями пассажиров и безопасностью гражданской авиации для того, чтобы наращивать свои политические силы и получать все больше средств. Какие-то непонятные разборки между кланами, бряцание оружием, угрозы... Эй, ау! Может вы вместо этого займетесь работой?
Вот смотрите, не так давно гендиректор Ростеха Сергей Чемезов просил Владимира Путина согласовать сертификацию российской техники за рубежом по соглашениям МАКа. И тут народ с удивлением узнал, что за четыре года Росавиация так и не смогла наладить эту самую работу по сертификации авиационной техники!
Четыре года!
По хорошему, это повод господина Нерадько уволить прямо сейчас - тем более что его участие в выдаче разрешительной документации на третью полосу в Шереметьево, с границ которой до сих пор не отселили людей, несомненно. Эти люди вообще работают? Они хоть что-то, кроме фотосессий на торжественных уничтожениях красных ленточек и согласования передачи олигархам государственной собственности за тысячу рублей в год делают??
Вы удивляетесь, почему же эти люди не смогли просто перезаключить договоры с иностранцами, но тут все как раз просто. Не любят за границей работать с такими как Нерадько, или его непосредственный начальник, министр транспорта Дитрих. Немного разные, знаете ли, жизненные установки и принципы.
Яркий пример непонимания - работа Системы Добровольных Сообщений. «СДС» - это такая очень важная штука, применяемая в авиационной отрасли по всему миру, подразумевающая, например, принцип ненаказуемости для лица, сообщившего о нарушении правил. Ну согласитесь, это логично - лучше дать оступившемуся человеку возможность не теряя лица (и зарплаты) сообщить об этом, исправить ошибку и, возможно, спасти жизни.
Или вы думаете, что если дело будет касаться риска для жизни пассажиров, все причастные лица будут действовать строго в соответствии с нормами и без правил о ненаказуемости при добровольном сообщении?
Мне вспомнился пример из космонавтики. Все наверное слышали про орбитальный телескоп «Хаббл»? Так вот, его запуск в середине восьмидесятых был омрачен ошибкой при сборке главного нуль-корректора. Техник ошибку заметил, но предпочел о ней не сообщать, просто вставив в зазор металлическую шайбу (вот ведь наш человек, да?). В результате огромная штуковина весом в одиннадцать тонн была закинута в космос, а потом ученые с удивлением обнаружили, что толку от телескопа никакого нет - ничего толком не видно. Представляете себе масштаб финансовых издержек? Починить смогли (да, в космосе!), но не без потерь. Из космической серии можно привести и другой пример - после катастрофы с гибелью шаттла «Челленджер», комиссия установила, что одной из причин было то, что «обсуждение проблемы (имеется ввиду конкретный просчет в техническом конструировании) в нарушение правил NASA не вышло за пределы организации, а замечания по устранению не дошли до подрядчика» (вот же странные люди, неужели нельзя было в отчете написать, что виноват пилотировавший челнок астронавт!). Да, нет ничего хуже для безопасности, чем кучка перешептывающихся «тихушников», боящихся утечки информации по причине своей некомпетентности, и оправдывающихся всевозможными «нацбезопасностями»! Похожие ситуации в авиации и стали катализатором отказа от карательной системы в отношениях с работниками.
Да, система добровольных сообщений не просто так принята во всем мире, но в нашем менталитете она не прижилась - это как это так, взять и не наказать «подлеца», пусть даже формального, но исполнителя? В отрасли, где в катастрофе всегда виновен пилот (зато если пронесло и на пути оказалось поле вместо условной Лобни - всю грудь орденами увешают, это да), но никогда не задают вопросы к качеству обучения, наличию обратной связи между работником и руководителем, отсутствию карательной системы, формальности выполнения требований по техническому обслуживанию и тому подобным моментам, система добровольных сообщений прижиться просто не могла.
Не верите? Попробуйте подать добровольное сообщение по нормам ИАТА через сайт Росавиации, а я посмотрю, что у вас получится.
Для заключения договора о сертификации с иностранцами мало просто приехать, выпить коньячку, попариться в баньке и подмахнуть документ. Нужно, знаете ли, доказать соответствие высоким требованиям безопасности мировой гражданской авиации. А у нас Нерадько и Дитрих подписывают документы о введении третьей полосы Шереметьево, а потом позируют журналистам, стоя неподалеку от нерасселенных домов. Вы бы подписали с этими людьми договоры? Я бы - нет.
Но есть лазейка! Старые договоры МАК - для формальной сертификации в своих интересах можно использовать их! Осталось только получить «добро» от высшего руководства, и вперед. МС-21 с таким подходом, конечно же, ждет успех! Как и «Сухой Суперджет».
«"Всем понятно, что МАК очень непросто было выпустить из рук сертификационные полномочия и смириться с утратой роли площадки для межгосударственного сотрудничества. И до сих пор находились и находятся сочувствующие в лице отдельных должностных лиц организаций и даже отдельных федеральных органов исполнительной власти, которым было "вольготнее" работать с межгосударственной организацией, которая не подвержена в силу статуса никаким проверкам. Она находится под защитой, фактически под дипломатическим иммунитетом, эту организацию никто никогда не проверял»» - заявил господин Нерадько, и у меня аж дух перехватило. Это что, он прямо обвиняет Надежду Всея Руси, господина Сергея Чемезова? Вот это да! Нужно обладать большой смелостью для того, чтобы говорить такие слова, не сумев за четыре года даже приблизиться к решению одной из главных своих профессиональных задач. Даже обладая поддержкой министра транспорта Евгения Дитриха.
Так что в следующий раз, глядя на курс доллара и задаваясь вопросом «да что же не так в нашей экономике», помните, что многие бессменные руководители целых министерств и ведомств по четыре года договорчики переподписать не могут, и вы сразу поймете, что курс-то далеко не самый плохой.
Дмитрий Кузнецов