Как Ротенберг подвел своего друга
25.04.2019, 19:33Под самый конец прекрасного весеннего месяца апреля плотину равнодушия средств массовой информации прорвал бурный поток жалоб авиапассажиров на недоставленный багаж. Впрочем, жалобы эти так и остались бы «во глубине» социальных сетей, если бы не эпичный провал, допущенный при обслуживании одного, казалось бы, рядового рейса...
Давайте начнем немного издалека — представьте себя неким «другом» известного олигарха. Вы — страстный любитель хоккея, замечательного спорта на льду. Одновременно с этим вы очень любите принимать у себя международные соревнования, показывать иностранцам Россию, отсутствие диких медведей на улицах и свежие, только что построенные спортивные объекты. Итак, в Сочи (на подготовку которого к Олимпиаде вы потратили много сил и денег) под эгидой Газпрома (тоже не самая чуждая вам компания) проводится международный турнир по вашему любимому хоккею. И все бы прекрасно, но... Маленькие хоккеисты, их тренеры и родители в панике, ведутся разговоры о переносе турнира, о стрессе, невозможности тренировок, родители экстренно бегают по магазинам и тратят свои деньги, и никого уже не впечатляет прекрасный город Сочи и его красивые, новенькие спортивные объекты.
Все потому, что в Шереметьево умудрились потерять багаж нескольких иностранных и российских команд, и ребятам банально не в чем тренироваться и играть. Какое впечатление об уровне организации спортивных мероприятий в России сделают будущие хоккейные звезды, представить не сложно. Это полнейший провал.
Разумеется, шум поднялся невообразимый, и звонки посыпались с самых верхов. Сначала по привычке обвинили авиакомпанию, которой в экстренном порядке пришлось объяснять, что в Шереметьево обслуживанием багажа занимается отдельное юридическое лицо под названием «Шереметьево Хэндлинг», которое уже успело прославиться потерей чемоданов
звезд российской эстрады...
Не знаю как вам, а мне вот стало очень интересно, что почувствовал в момент осознания степени катастрофы генеральный директор (характерно, что этот самый генеральный директор — Андрей Никулин — является по совместительству первым замом генерального директора аэропорта Шереметьево, что очень показательно характеризует степень «кумовства» между обслуживающими организациями в аэропорту). И знаете что — я это выяснил.
Андрею Олеговичу, как стало известно, не до налаживания работы прославившихся «багажников». У него другая забота — навязчиво разрекламировать грузовой терминал «Москва Карго» перед китайскими партнерами, которых никак не получается перетащить под уютное крыло кучки дочерних компаний, регулярно попадающих в выпуски новостей далеко не в лучшем свете. Несмотря на скандалы, потери груза, неоднократное объявление эмбарго, финансовые потери и проблемы с антимонопольным законодательством, господин Никулин, отложив проблемы массовых потерь багажа, пытается познать загадочную душу Востока и повысить грузооборот другой «дочки» Шереметьево. Вот такая «Санта-Барбара».
Все эти компании принадлежат кипрскому оффшору TPS Avia, который управляется другом Аркадием и его партнерами Александром Пономаренко и Александром Скоробогатько. То есть по сути, как бы грустно это ни звучало, друг Аркадий устроил форменную подставу, и это после того, как ему отдали аэропорт с требованием построить там новую инфраструктуру и наладить работу.
К слову про налаживание работы — сообщения о потерянном багаже на этой неделе продолжают поступать отовсюду — и Петербург, и Симферополь, и Тиват, и Париж... Все эти случаи объединяет одно общее обстоятельство — самолет обязательно побывал в Шереметьево, или транзитом, или туда прилетал, или соответственно вылетал оттуда. Позор, конечно, невообразимый, ведь это явно системный мощный сбой, а не разовые проблемы. Более того, этот самый системный сбой наблюдается далеко не только в апреле, массово багаж теряли и раньше. Тем не менее, пока (подождем финала истории с хоккейным турниром, конечно) Никулин заявление о снятии с должности не написал, а Василенко вообще недавно орденом наградили (благо, ордена не в багаже через Шереметьево возят). Орденом Дружбы, что иронично. Лично мне трудно понять, за что награждать генерального директора аэропорта, у которого на взлетно-посадочной полосе могут сбить пассажира (в былые времена его бы просто посадили), но видимо власть имущим лучше знать.
P.S. Этот рассказ был бы неполным без новости о том, что господин Ротенберг и его партнеры ищут иностранного покупателя на 30% акций Шереметьево. Что нам дает эта новость?
Первое — денег у них нет, о чем Александр Пономаренко заявил прямо, сказав, что продажа пакета нужна для выкупа акций у государства. Ну, не то что денег нет, тут я несправедлив — нет денег на аэропорт Шереметьево. А когда у нас не хватает денег, мы начинаем экономить. Последствия экономии мы видим в таких вот новостях.
Второе — инвесторы, судя по всему, не рассматривают Шереметьево как долгосрочный проект, и тут я их хорошо понимаю. «Друг» через какое-то время, устав, может уступить свое место преемнику, а этот самый преемник может относиться к дзюдо с меньшим пиететом. И тогда в Шереметьево приедут синие микроавтобусы с красными полосами на бортах, и неулыбчивые люди будут задаваться вопросами — почему это у вас, господа хорошие, такой бардак? Людей сбивают, багаж теряют, пассажиры пробираются на борт, самолеты ломают...
Когда-то Борис Абрамович Березовский считался в России несокрушимой силой. Помните эти времена, да? И чем они закончились?..
И тут возникает жизненная необходимость продать успешно «приватизированный» аэропорт (благо, TPS Avia уже на Кипре) и продолжить инвестировать уже в иностранную инфраструктуру. Начать продажу всего порта с 30% — вполне нормальная тактика, только вот судя по вырвавшимся у Пономаренко словам, предыдущая попытка продать 10% закончилась эпичным провалом. Видимо, новости о проблемах с чемоданами читают не только в России. А может крупные инвесторы и приезжали, но в очередной раз отказал межтерминальный туннель, и они просто не попали на переговоры.
В любом случае, по моим прикидкам, Ротенберг, Пономаренко и Скоробогатько полностью выйдут из владения Шереметьево не позднее 2022 года. Вопрос только в том, что к тому моменту останется от аэропорта…
Дмитрий Кузнецов