Российские пояса домохозяйств укорачиваются
29.03.2019, 10:36Россияне «затянули пояса» домохозяйств на фоне растущей обеспокоенности экономической ситуацией в стране и усилили режим экономии в повседневных тратах, урезав расходы на развлечения, походы в рестораны, а также кондитерские изделия и парфюмерию, говорится в исследовании сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование медиаагентства Initiative.
Также граждане стали чаще ориентироваться на акции и выбирать более бюджетные альтернативы - кофейни заменили рестораны, а фильм по подписке - поход в кинотеатр, и т.д.
Среди категорий повседневных товаров и услуг повышение уровня экономии отмечено сразу в семи категориях: кондитерские изделия (4 п. п.), безалкогольные напитки (4 п. п.), досуг (2 п. п.), парфюмерия (3 п. п.), лекарства (2 п. п.), автомобильное топливо (5 п. п.) и интернет (3 п. п.). В меньшей степени россияне экономят на товарах длительного пользования, там рост уровня экономии зафиксирован только в сегменте бытовой электроники (на 3 п. п.), свидетельствуют исследовательские данные Initiative.
По оценкам Росстата, доходы россиян падают пять лет подряд - с 2014 по 2018 год (с учетом 5 тысяч рублей, выплаченных пенсионерам в 2017 году) и остаются на 12% ниже уровня докризисного 2013 года. Их динамика давно разошлась и с реальными зарплатами, и с оборотом розничной торговли, растущим с мая 2017 года.
Даже электоральный цикл 2018 года, когда реальные зарплаты выросли на 6,8%, не изменил ситуацию, указывала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Данные Фонда «Общественное мнение» говорят о том, что сегодня 68% граждан уверены в том, что в стране бушует экономический кризис.
В будущее россияне смотрят без особого оптимизма - 19% убеждены в том, что через год экономический кризис в России будет сильнее (+ 5 п.п. к апрелю 2018 года), каждый четвертый полагает, что «примерно таким же», на ослабление кризиса или его завершение надеются не более 8% граждан (- 3 п.п.).