Борьба за авиарынок в России обостряется – лоукостер Победа пишет жалобы на Utair
04.02.2019, 12:30Руководителю Росавиации Александру Нерадько поступило письмо гендиректора лоукостера «Победа» Андрея Калмыкова, в котором Калмыков попросил обратить внимание на финансовое состояние авиакомпании Utair, сообщают «Ведомости» со ссылкой на соответствующее письмо руководителя лоукостера.
«По данным из открытых источников, стоимость чистых активов Utair на конец 2017 года и первого полугодия 2018 года имела отрицательные значения. Недостаточность финансов представляет серьезную угрозу безопасности полетов, высокие риски внезапной остановки деятельности и, как следствие, массового нарушения прав пассажиров», — говорится в обращении Калмыкова.
Глава «Победы» также напомнил, что авиакомпания обязана подтверждать наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для эксплуатации судов и поддержания их летной годности, а контроль за этим возложен на Росавиацию. При этом Калмыков не предложил никаких мер по исправлению ситуации и закончил письмо словами «направляется для информации».
Группа «Аэрофлот», в которую входит «Победа», жалуется властям на Utair уже не первый раз. А в декабре 2014 года гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и гендиректор авиакомпании «Сибирь» Владимир Объедков попросили первого вице-премьера Игоря Шувалова не поддерживать Utair, испытывавшую тогда финансовые трудности.
Однако тогда правительство не прислушалось к рекомендации и выделило авиакомпании госгарантии на 9 млрд руб. Это позволило перевозчику в конце 2015 года реструктурировать долги в 42 млрд руб. перед банками и 14,5 млрд руб. — перед держателями облигаций.
Возможно, Росавиация проигнорирует «сигнал» конкурента и сейчас. В случае отрицательной стоимости чистых активов никакие действия регулятор принимать не должен, говорит профильный федеральный чиновник: «Просрочек платежей по зарплатам, платежам в бюджеты и по операционной деятельности Utair не допускает».
«Отрицательное значение чистых активов не обязательно является признаком неплатежеспособности, – подтверждает партнер юрфирмы А2 Михаил Александров. – Компания и при отрицательных активах может получать доход и платить по обязательствам».
«Письмо одного из игроков само по себе никаких последствий для Utairиметь не будет. Росавиация и так следит за финансовым состоянием авиакомпаний на ежеквартальной основе, плюс у регулятора масса поводов для внеплановых проверок», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
20 декабря 2018 года Utair допустил дефолт, не перечислив кредиторам около 1 млрд руб. по одному из синдицированных кредитов. Перевозчик попросил синдикат, в который входит Сбербанк, о реструктуризации кредита в 18,9 млрд руб., который был выдан авиакомпании в 2015 году.