Рыночные способы остановки цен на бензин в России исчерпаны
01.11.2018, 10:19В России отсутствуют рыночные способы остановки роста цен на бензин, что побудило Правительство страны перейти к прямому госрегулированию данного вопроса.
Так, по словам вице-премьера Правительства Дмитрия Козака, ему удалось договориться о стабилизации искусственно раскачанного рынка с нефтяниками и представителями АЗС.
По итогам двухчасового совещания в прошедшую среду в Правительстве, нефтяники и НПЗ согласились продавать бензин и дизтопливо по ценам на 3% выше уровня прошлого года.
3-процентный рост был выбран исходя из среднегодовой инфляции, уточнил Козак.
Правительство обязало нефтяников и АЗС за 24 часа подписать соглашение, которое будет действовать до конца года: первые будут продавать вторым бензин по прямым внебиржевым контрактам с ценой, которая позволит им сформировать нормальную маржу, заявил глава Минэнерго Александр Новак.
Уровнь маржи также определен правительством - 2,7 тысячи рублей на тонну бензина и дизтоплива.
Фактически введено ручное регулирование на уровне мелкого опта, констатирует президент Российского топливного союза Евгений Аркуша: нефтяные компании снизят оптовые цены, а заправки берут обязательства не повышать их в рознице.
Но объективно оценить эффект соглашений пока сложно, говорит он: неясно, как они будут выполняться, кто будет контролировать поставки и цены.
Так, по данным аналитиков, с 22 по 26 октября Аи-92 и Аи-95 подорожали на 4 и 5 копеек (41,68 руб. и 44,75 руб. за литр), а дизтопливо - на 17 копеек (до 45,3 рубля).
В Сибири скачок цен достиг 21 копейки для дизеля и 13 копеек для Аи-92. Средняя стоимость тонны авиационного керосина в аэропортах выросла на 633 рубля и составила 59 693 рубля.
Происходящее с ценами - наглядная демонстрация, до чего рынок довело Правительство, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Подняв акцизы, кабмин столкнулся c резким взлетом цен, в ответ ввел демфирующий механизм, пообещав выплатить из бюджета нефтяникам около 600 млрд рублей в следующем году.
Но по закону акцизы идут на финансирование дорожных фондов, а демпфер выплачивается из ФНБ. По сути деньги фонда можно напрямую направить в дорожные фонды и не выстраивать таких сложных схем, считает Баженов.