Смена названий - новый тренд аэропорта Шереметьево
13.03.2018, 14:52Название коммерческой структуры - такой же актив, как помещения, средства на счету, оборудование или персонал. Название может стоить огромных денег - представьте себе, например, автогиганта «Форд». Что может побудить его отказаться от своего наименования? К каким последствиям это приведет? Насколько упадут продажи?
Компания, которая не один год работала над тем, чтобы ее наименование стало узнаваемым и ассоциировалось у клиентов с высоким качеством услуг, просто так с ним не расстанется. Логично?
Какие могут быть причины поменять название? Не будем брать случаи объединения с другими юридическими лицами или, к примеру, смену рода деятельности и прочие экзотические примеры. На ум приходят два повода:
Первый - качество услуг настолько низкое, что клиенты уверенно ассоциируют имя компании с проблемами, невыполнением договорных обязательств и тому подобными грешками. В таком случае смена названия может помочь начать все с чистого листа, правда толку от этого будет немного, если не проделана серьезная работа над качеством услуг.
Второй (дополняющий первый) - компания обладает на своем рынке монопольным положением, и клиент в любом случае пойдет в ее офис и принесет денег. Просто потому что больше идти за конкретной услугой некуда.
По пути переименования уверенной поступью идет «Шереметьево», моду на смену названий в котором задал грузовой терминал «Аэропорт Москва». У компании, мягко говоря, не было особых причин держаться за старое название, поэтому вместе со сменой собственников его поменяли на более благозвучное «Москва Карго», в очередной раз нарушив законодательный запрет на использование наименований субъектов Федерации в названиях коммерческих структур.
И «ребрендинг» сработал - известный в очень узких кругах (и не с самой положительной стороны) склад получил госконтракт от «Аэрофлота». Правда, смена имени не помогла повысить производительность труда, поэтому за несколько лет сотрудничества «Аэрофлоту» был нанесен существенный ущерб.
К слову, теперь в аэропорту ходят слухи, что грузовой агент снова будет менять название и вывеску, по тем же причинам. Ну а что? Законом не запрещено, а эффект, как мы видим, дает. Ведь какое-то время «новой» компании нужно давать время на наладку производственных процессов. Не все же сразу! Терпение, господа.
Можно привести другой пример - ранее безопасностью в «Шереметьево» занималась компания под названием «Аэромаш-АБ» - что об этой фирме мог узнать сторонний человек, воспользовавшись интернет-поисковиком?
К примеру, он мог наткнуться на отзывы от работников, размещенные в сети (цитируется с сохранением орфографии и пунктуации):
«Не понимание производственных процессов новым руководством компанией, кадровая политика не поддается никакой логике»
«С начала 2017 года пошли массовые увольнения, люди часто болеют вследствии издевательского отношения. Удивительно даже, как развивающаяся компания за год превратилась в помойку!»
«Постоянно лишают премий за, как они говорят, нарушение технологий досмотра. Тогда обучать сотрудников надо»
Жалобы на зарплату, отсутствие санитарных условий и текучку кадров я вставлять не стал - слишком большая получается статья.
Если продолжить искать дальше, можно прочесть про работника, спавшего на рабочем месте вместо осуществления досмотра и контроля за безопасностью пассажиров - эта история какое-то время назад прогремела достаточно широко, аэропорту даже приходилось официально извиняться. Правда, после прочитанных отзывов, ругаться на работника совершенно не хочется - условия работы явно не сахар.
А вот что оправдывать совершенно не хочется, так это сотрудников «Аэромаш-АБ», принимавших на рабочем месте наркотики и торговавших ими. Конечно, удобно когда и барыга, и его клиент работают в одной компании, но если эта компания призвана обеспечивать безопасность пассажиров…
На данный момент такой компании как «Аэромаш-АБ» не существует. Теперь есть юридическое лицо «Шереметьево Безопасность» (звучит намного круче, не правда ли?). Правда, кроме названия ничего не изменилось - сотрудники, технические средства, технологии - все осталось от «предшественника».
Структура собственников, которую предполагают аналитические базы данных, состоит из государства (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, через «Аэрофлот», который был учредителем «Аэромаша»), кипрского оффшора «TPS Avia» (принадлежащего олигархам Ротенбергу, Скоробогатько и Пономаренко, владеющих аэропортом «Шереметьево») и нескольких физических лиц, среди которых - сотрудники «Аэрофлота» Савельев В.Г. (генеральный директор) и Антонов В.Н. (первый заместитель генерального директора по авиационной безопасности). Вот такой получается плод дружбы авиакомпании и аэропорта.
Еще 10%, кстати, имеет английская компания «Gate Technologies Ltd», занимающаяся продажей технических средств досмотра (удобно, когда ты акционер компании, заинтересованной в покупке твоей продукции).
Возглавляет переименованную структуру Сергей Ярышев - член «Единой России», человек, считающийся ставленником олигарха Александра Пономаренко, занимавший до этого должность заместителя генерального директора аэропорта. Именно во время его работы в Шереметьево аэропорт из государственного превратился в частный.
Можно еще добавить, что компания, некогда называвшаяся «Шератоп» теперь носит гордое наименование «Шереметьево Хендлинг», и теперь именно эта структура будет играть первую скрипку во всем, что связано с наземной обработкой самолетов. Пока еще шанса капитально проявить себя у нее не было, но мы с нетерпением ждем первых результатов.
Возвращаясь ко второй причине смены названия - монополизму. «Аэропорт Москва»/«Москва Карго», к примеру - безальтернативный вариант для всех грузоперевозок, совершаемых «Аэрофлотом». А «Аэрофлот», как мы все прекрасно понимаем, сам - тот еще монополист. Вот и результат. Меняй название хоть раз в неделю, все равно ты будешь обеспечен прекрасными контрактами и клиентами. Вне зависимости от качества услуг.
С «Аэромаш-АБ»/«Шереметьево Безопасность» ситуация схожая - когда ты принадлежишь и аэропорту, и крупнейшей авиакомпании сразу, есть определенная вероятность, что тебе, скажем так, можно не очень беспокоиться о клиентской базе. Даже само новое название звучит как монопольный приговор - «Шереметьево Безопасность». Вроде как в этом аэропорту безопасность обеспечиваем мы и только мы. Та же логика - и с «Шереметьево Хендлинг». Название просто кричит о том, что лучше и не пытаться влезть в наземную обработку воздушного судна.
К слову, Федеральная Антимонопольная Служба уже достаточно серьезно заинтересовалась происходящим, и даже провела обыск в «Москва Карго». Ну, как провела - судя по сообщениям ведомства, их туда сначала не пустили, задержали на несколько часов, и только потом разрешили приступать к обыску. Здорово, правда? Представьте, если бы так ловили террористов или наркоторговцев, вежливо стуча в дверь и интересуясь, сколько времени нужно чтобы подготовиться к оперативному мероприятию.
Пойдет ли ФАС дальше? Хватит ли у ведомства силы и воли на то, чтобы до конца распутать монопольный клубок в аэропорту, и предоставить возможность выбора клиентам? Ведь только тогда трюки с переименованием не будут работать, и владельцы компаний, уставшие перевешивать вывески, начнут заниматься реальной работой. Здорово было бы, правда?
Вадим Рощин
Источники:
https://versia.ru/dolgozhdannoe-otkrytie-gruzovogo-terminala-ooo-kargo-moskva-zakonchilos-polnym-kollapsom
https://www.spr.ru/forum_vyvod.php?id_tema=3982371
http://vedomosti-ural.ru/news/48111/
https://life.ru/t/новости/173854
http://krasvremya.ru/rotenberg-i-ponomarenko-idut-v-gruzovoj-biznes/
http://www.rosbalt.ru/moscow/2018/02/27/1685188.html