ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Костыльная экономика России

Костыльная экономика России

17.01.2018, 11:08

Вопреки полу радужным предвыборным обзорам Минэкономразвития (МЭР) РФ о 2-х процентном вероятном росте российской экономики в 2018 году, реально, данная экономика возобновила падение и политические PR-прогнозы ее роста более чем на 2% вряд ли будут реализованы. 


Более того, директор Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) Наталья Акиндинова предупреждает, что при сохранении в России нынешней госполитики темпы увеличения экономики страны замедлятся втрое, а по итогам 2018 года ВВП прибавит лишь 0,5%. 

В ноябре 2017 года ВВП страны сократился на 0,3% по сравнению с прошлогодним уровнем. Зафиксированный результат стал худшим за 13 месяцев: если исключить февраль (когда рабочих дней было на один меньше из високосного 2016 года), экономика ушла в минус впервые с октября позапрошлого года, сообщает Finanz. 

Впрочем, в МЭР оправдываются, что спад был «локальным» и коснулся ограниченного числа отраслей: 90% провала обеспечили металлургия и производство «прочих» транспортных средств и оборудования. Тем не менее, признает министерство, прогноз роста на 2017 год, составлявший 2%, выполнен не будет: экономика прибавит в лучшем случае 1,8%, а в худшем — 1,4%. 

По словам Акиндиновой, МЭР продолжает утверждать, что рост ускорится, и в следующем году выйдет на темпы «около 2%». Однако, указывает эксперт, ресурсов для этого не видно — заявления о выходе из рецессии не что иное как «попытка выдать желаемое за действительное». 

На ее взгляд, нужны инвестиции, но прибыль падает во всех секторах экономики, кроме нефтедобычи, нефтепереработки и транспортировки сырья за рубеж. У людей денег тоже становится меньше: рост фонда оплаты труда на 5% компенсирован сокращением численности занятых на 2%, а если учесть малый бизнес и неформальную занятость, то реальном выражении продолжают падать не только доходы, но и зарплаты, констатирует Акиндинова. Уже состоявшийся спад экономики — рекордный по продолжительности с начала 1990х годов — отправил страну на 5-9 лет в прошлое, подсчитали аналитики ВШЭ. 

Так, розничный товарооборот в 2017 году был на 13,1% ниже, чем в докризисном 2014-м. По объемам строительства (на 7,8% меньше, чем три года назад) Россия вернулась в 2010-й год, по производству товаров на фабриках и заводах в сегменте обработки (на 0,5% меньше) — в 2012-й. Внутренний частный спрос оказался на 10% меньше, чем в последний предкризисный год и соответствует уровню 8-летней давности. 

Первые тревожные симптомы появились прошлой осенью, и с тех пор спад ускоряется каждый месяц, показывает оперативный индекс ВЭБа: в сентябре экономика сжалась на 0,1% по сравнению с августом, в октябре на 0,2%, а в ноябре на 0,3%. Отскок макроэкономических показателей в первой половине года целиком объясняется ростом цен на нефть: доходы от экспорта подскочили на 25%, а приток валютной выручки вернул страну в режим потребления за счет нефтегазовой ренты, отмечает, в свою очередь, завотделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. 

Отдельные островки роста — это «костыльная экономика», которая держится за счет вливаний из бюджета или от сырьевых госкорпораций, добавляет он. Государство обеспечило 90% инвестиций в прошлом году — это крупные проекты виде «Силы Сибири», Керченского моста или объектов для чемпионата мира по футболу, подсчитали аналитики Райффайзенбанка.
Accelerated with Web Optimizer