ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Самолюбование или намек?

Самолюбование или намек?

02.03.2017, 21:11

Не так давно мне довелось прочесть объемное интервью генерального директора авиакомпании «Аэрофлот» Виталия Савельева, которое он дал в рамках спецпроекта ТАСС «Первые лица»


Сразу должен оговориться и дать своего рода «дисклеймер», предупреждение, чтобы уважаемому читателю можно было решить для себя - стоит ли читать дальше. Так вот, жизнь вообще штука довольно сложная, и редко допускает однобокие оценки и толкования. Говоря проще - с точки зрения антилопы её попадание в пасть ко льву является безусловно плохим исходом дня, тогда как с точки зрения льва это можно трактовать как несомненное благо и успешное проявление своих личностных качеств во внешней среде. Для стороннего же наблюдателя данная ситуация является и вовсе нейтральной и естественной, оставляемой исключительно на волю законов природы. Поэтому читая слова, сказанные крупными бизнесменами или политиками, необходимо помнить об этом. 

К чему это я? Аэрофлот с точки зрения глобального бизнеса является крайне успешным проектом, а Виталий Савельев, соответственно - крайне успешным управляющим, полностью использующим достоинства положения авиакомпании в отрасли, ее истории и те особенности, которые дает неофициальный статус основного государственного авиаперевозчика. Посудите сами - рынок де-факто монополизирован, доля «Аэрофлота» уже перевалила за критическую отметку. Получение средств от государства (тех самых пролетных денег, выплачивающихся «Аэрофлоту» за пролет над территорией нашей с вами страны) поставлено на поток и особо не оспаривается, а конкуренты один за одним банкротятся или превращаются в дочерние предприятия «Аэрофлота». Так что с нейтральной, обезличенной точки зрения, Виталий Савельев действительно успешный менеджер, продвигающий интересы юридического лица «Аэрофлот» и части заинтересованных в его доминировании лиц. 

А вот с точки зрения государства и пользователей услуг авиакомпании? Все больше людей начинает волновать хладнокровная хватка финансиста, который отлично разбирается в сделках по слиянию и поглощению. 

Давайте вчитаемся в интервью. С самого начала господин Савельев применяет очень старую, но до сих пор прекрасно работающую тактику обвинения прошлого руководства. Этот метод прекрасно работает как на уровне руководителя отдела маленькой фирмочки, так и на высшем государственном уровне. Не брезгует же Дональд Трамп постоянно подчеркивать недостатки Обамы? Наши доморощенные руководители тоже любят при случае ввернуть «подумаешь, дорогу не отремонтировал, зато при СССР мой дед ходил в школу за триста километров и питался березовой корой, и не надо пожалуйста про ваши налоги и мои обязанности, а то я опять вспомню 1937 год». Так и здесь - в 2009 году в «Аэрофлоте», оказывается, не было корпоративной почты, но к счастью, новый руководитель исправил это недоразумение. Я тоже, помнится, в самом конце 90-х провел подобную работу в своей квартире - зарегистрировал почтовый ящик. Ну а раньше, по всей видимости, пользовались посыльными и резвыми тройками. 

Ладно, почта почтой, но вот слова о постоянных победах в конкурсах у любого знающего человека вызовут если не хохот, то хотя бы невежливую ухмылку. Беда большого количества конкурсов в мире - их полнейшая финансовая зависимость, знаете ли. Поэтому тот факт, что сразу после назначения Савельева на стенах его кабинета стали появляться дипломы, говорит прежде всего о том, что в бюджете государственной авиакомпании появилась новая строка расходов. И - смею вас расстроить - если повнимательнее всмотреться в тех, кто выдает эти самые награды, можно с удивлением и недоумением увидеть, например, маленькую фирмочку, зарегистрированную непонятно где, или - что встречается чаще - российский, полностью независимый филиал, приплачивающий известному мировому изданию за право использования его имени. Так что извините, но гордиться тут особо нечем. Впрочем, часто и известные компании снисходят до титула «лучшая авиакомпания Восточной Европы». Восточная Европа, знаете ли - это такой могучий набор государств… Авиационная держава на авиационной державе, да. 

Кому интересно – чуть поподробнее о взаимоотношении «Аэрофлота» и конкурсов можно прочесть по ссылочке.

Откуда мой скептицизм? Да очень просто - стоит пару раз попасть в «Шереметьево» на отмену рейса, сделанную ради оптимизации расходов и заполнения бортов, как сразу пропадает желание верить в рейтинги и конкурсы. 

Господин Савельев оправдывает огромные траты государственной авиакомпании на консалтинговые услуги - ведь опросы пассажиров помогли понять, что этим самым пассажирам нужна розетка для планшета и интернет. Разумеется, сделать столь сложный вывод без привлечения иностранных дорогостоящих советников попросту невозможно. Впрочем, вроде как результат есть - «Аэрофлот», по словам генерального, рос даже против рынка. Впрочем, в розетках ли дело - а вы попробуйте обойтись в России без «Аэрофлота». Можете, например, летать «Трансаэро». Хотя постойте… 

Поглощать и банкротить авиакомпании, имея более половины рынка в своем кармане, и при этом удивляться росту перевозок - это несколько наивно выглядит. Впрочем, генеральный прав - это действительно последствия тяжелой и кропотливой работы. Только вот не той, где опрашивали пассажиров и проводили анализ их потребностей, а совсем другой. Ну, вы знаете - звонок в Минтранс, звонок в Росавиацию, назначение своего заместителя управляющим основного конкурента «Трансаэро», официальное получение всех его выгодных маршрутов, и прочие подобные действия по настоящему эффективного менеджера, гордящегося своей НЕпринадлежностью к кругу авиационных специалистов. Что могут понимать эти летуны в капитализме, да? 





Виталий Савельев сделал одно признание, которое участники рынка долго ждали. Вроде бы и открытое, но при этом просматриваемое между строк - он наконец то сказал о дружбе с новыми собственниками «Шереметьево». Об этом тем, кому надо, было известно и до, но скорее на уровне догадок и анализа. Уж больно в последние годы «Аэрофлот» и «Шереметьево» стали близки по вопросам капиталистического добывания денежных средств. Раньше это больше было похоже на холодную войну, если помните - взаимные упреки, наезды, угрозы уйти в другой аэропорт… Сейчас же стало понятно - от дружбы можно выгадать больше. Аэропорт прекрасно понимает, что авиакомпания не остановится и продолжит выдавливать со своего рынка всех - следующие на очереди S7, если кто еще не догадался. Авиакомпании же выгоден надежный тыл, когда ее «сидение» в порту по причине прогноза плохой погоды поддержит и сам порт, а не станет защищать себя, указывая на нормальное функционирование других авиакомпаний, пользующихся тем же небом и теми же полосами. 

Еще два момента из интервью, если позволите - стюардессы и отечественный авиапром. Сейчас довольно громко прогремел скандал с внутренней дискриминацией бортпроводников, так как господину Савельеву нравится миниатюрность и покорность в азиатском стиле. Видимо я слишком старомоден, но для меня бортпроводник - это член экипажа, который прежде всего обязан обеспечить безопасность пассажира, а не тешить тщеславие закомплексованных и неуверенных в себе господ, присаживаясь перед ними на корточки. Извините за откровенность, господа, но свои сексуальные фантазии можно реализовывать в заведениях иного рода, а вот летать лучше с опытным и надежным бортпроводником, который не испугается, когда тебе или - что важнее - твоему ребенку внезапно станет плохо, или потребуется иное экстренное вмешательство в чрезвычайной ситуации. 

Говоря же про отечественный авиапром… Больная тема, правда? Можно сколько угодно говорить, что иностранные самолеты за счет экономичности выгоднее отечественных, но увы - это точка зрения глобалиста, дальность зрения которого существенно ограничена сферой рыночных отношений вне политики. Для действительно серьезного специалиста это недопустимо - Россия должна быть авиационной державой, хотя бы исходя из опыта санкций и нестабильности курса. А для того, чтобы быть авиационной державой, надо эксплуатировать свои самолеты. И если их эксплуатировать, то тогда будут средства на их совершенствование и улучшение той самой топливной экономичности. 

Впрочем, уничтожение отечественной гражданской авиапромышленности началось еще до Савельева, так что это упрек скорее не к нему. Да и бесполезно - глобалиста даже санкции не переубедят в том, что за чрезмерную любовь к Западу можно в один момент потерять очень много денег. 

Кстати, нашел в интервью одну забавную логическую несостыковку - оцените: 

«На дворе стоял кризис, и мы пошли на непопулярную меру, сократив 2,5 тысячи человек. Не летного, не производственного ─ административно-управленческого. Без разбирательств и скандалов не обошлось. Раз в месяц я встречался с людьми ─ пилотами, стюардессами, наземными службами ─ и объяснял позицию» 

Любопытно, сокращают офисных сотрудников, а встречаться приходится с пилотами, бортпроводниками, сотрудниками наземных служб… Да потому что есть у людей вопросы. Не просто так профсоюз «Аэрофлота» испытывает столь серьезное давление, вплоть до уголовного преследования. Несладко живется сотрудникам при столь глобалистско-капиталистическом подходе монополиста со связями. 

Ну и прекрасна прорвавшаяся правда о жалобах. Да, длинное интервью – это всегда тяжело, в его рамках можно сбиться, запутаться и показать свое истинное лицо. 

Сравним: «У Клауса Мёллера есть книга "Жалоба как подарок", написанная в соавторстве с Джанелл Барлоу. Я заставил наших сотрудников изучить ее» 
<…> 

«Если недовольный чем-то пассажир обругал вас, есть шанс, что как минимум еще раз он полетит с вами, если же не написал ничего, можете не биться, он ушел от вас навсегда. Вот и все. В декабре мы с помощью IBM и "Техносерв Консалтинга" запустили в Big Data приложение, которое изучает жалобы пассажиров в соцсетях. Для меня это важно» 

Не знаю, может в европах-америках и так, а наш русский человек обычно после выражения своего недоумения и расстройства (путем применения определенной лексики, термины из которой в приличном обществе использовать не принято) хлопает дверью и уходит навсегда, дабы избежать встречи с теми же граблями. Впрочем, как неоднократно отмечалось, куда ты денешься с подводной лодки. 

Но хочется сказать о другом - Виталий Геннадьевич, судя по всему, у вас круглый год происходят какие-то праздники, потому что пассажиры ну просто заваливают подарками! 

Даже немного завидно – если руководитель «Аэрофлота» расценивает жалобу как подарок, то его жизнь полна восторга, счастья, радости и постоянных приятных сюрпризов! При этом практически без паузы, идут следующие слова – 

«Почему-то за границей пассажиры с пониманием относятся к подобным явлениям, а у нас сразу шум и ярость в социальных сетях. Миллионные сделки сорваны, планы разрушены, жизнь дала трещину и денег остался последний мешок…» 

Подождите-подождите, что за неуместная ирония? Люди вам «подарки» несут, а вы так активно иронизируете – «денег остался последний мешок»… Да, не у каждого из ваших пассажиров под управлением находится компания, которой государство отдает деньги за использование его воздушного пространства, но надо как то сдерживать свое откровенное презрение. Недоучили, видимо, иностранные консультанты улыбаться и махать в камеру. Все равно проскакивает немалый элемент самолюбования, чем, впрочем, является практически все интервью. 

Еще одна цитата, если позволите: 

«Еще предложение: хорошо бы установить видеокамеры в салонах. Отлично! А кто заплатит?» 

Привыкайте, господа - банкир у руля авиакомпании выглядит именно так. Действительно, камеры - это неописуемо чудовищные затраты? Нет, конечно. Только вот толку от них в финансовом плане - ноль. А безопасность пассажиров и системы контроля капиталиста-монополиста волновать не должны. Камеры они захотели, ишь чего. 

Так что читая дальше про разные отчеты, консультантов и электронные штучки, держите в уме этот прорвавшийся кусочек истинного отношения к модернизации инфраструктуры и схем работы. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто наше с вами удобство и безопасность особо волнуют монополистов. 


 Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer