НМТП - большие планы группы "Сумма"
17.02.2017, 15:53Группа компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова рассчитывает расширить свою долю в Новороссийском морском торговом порте (НМТП) и явно планирует в ближайшей перспективе стать его единоличным владельцем. НМТП является ведущим стивидорным оператором в России, занимает третье место среди европейских портов (после Роттердама и Антверпена) по объему грузооборота и насчитывает девять стивидорных компаний различной специализации. Все это делает НМТП весьма привлекательным активом.
Некоторые эксперты сомневаются в том, что Группа «Сумма», получив контроль над НМТП, сможет им эффективно управлять. В качестве примера они приводят ситуацию с Владивостокским морским торговым портом, который под управлением компании FESCO (дочерней структуры Группы «Сумма») существенно ухудшил свои финансовые показатели. При этом эксперты не упоминают о том, что нынешний генеральный директор НМТП Султан Батов представляет интересы как раз Группы «Сумма». Возможно, общий спад на рынке грузовых перевозок ударил по Приморью сильнее, чем по Новороссийску. Хотя уровень компетенции конкретной команды управленцев также не стоит сбрасывать со счетов.
Повышенный интерес к Новороссийскому порту является проявлением долгосрочных планов Группы «Сумма». Причем, эти планы совпадают с планами другого акционера – «Транснефти», а также с намерениями государства реализовать последний оставшийся госпакет акций НМТП. Вопрос о продаже «Транснефтью» 35-процентного пакета НМТП прорабатывается с лета 2016 года. При этом предполагается совместить продажу с приватизацией 20 процентов акций порта, принадлежащих Росимуществу.
В этом случае «Сумма» может получить 80 процентов НМТП, а крупнейшим миноритарием станет РЖД, которое через свои структуры владеет 5.3 процента акций. Всё упирается в финансы: 20-процентный госпакет предварительно оценивается в 27 млрд. рублей, а значит за акции «Транснефти» и Росимущества «Сумме» придется выложить порядка 75 млрд. рублей.
Кроме того, владельцы НМТП запланировали масштабную реконструкцию. Она предполагает углубление акватории порта и реконструкцию ряда терминалов, что позволит обслуживать крупнотоннажные суда. Масштабные вложения планируются в инфраструктуру Приморского торгового порта на Балтике для увеличения перевалки нефтепродуктов, поступающих по трубопроводу «Север» и железнодорожным транспортом. В Приморском крае «Сумма» заявила о планах развития угольного терминала «Север» в порту Восточном.
Кроме того, были согласованы основные условия участия НМТП в создании порта «Тамань», развитие которого в последние годы застопорилось. В результате порт «Тамань», который мог стать серьезным конкурентом НМТП, перейдет под его контроль, поскольку НМТП получит в управляющей компании порта 50 процентов плюс одну акцию. В порт «Тамань» будет перенесена перевалка насыпных грузов, что позволит улучшить экологическую ситуацию в Новороссийске. Однако произойдет это не раньше, чем через десять лет.
Помимо времени, на реализацию амбициозных планов нужны еще и большие деньги. Участие в строительстве порта «Тамань» уже привело к пересмотру инвестиционной программы, которая сегодня оценивается в 60-65 млрд. рублей.
Также не будем забывать о включении в план приватизации на 2017 год госпакета «Объединенной зерновой компании», которая также находится в сфере интересов «Суммы». Самый привлекательный актив в составе ОЗК – это «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», одно из самых больших в России предприятий по перевалке зерна. На продажу будут выставлены 50 процентов плюс одна голосующая акция ОЗК. Оставшиеся акции с 2012 года принадлежат компании «Инвестор», которую контролирует группа «Сумма».
Как мы видим, Группа «Сумма» продолжает развиваться по экстенсивному пути. Причем, для воплощения в жизнь своих планов «Сумме» необходимо найти надежные источники финансирования.
Олег Якушев
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»