Электронные грабли, или о E-freight в России
30.01.2017, 23:22Не так давно новостная лента обрадовала меня очередным сообщением – процитирую газету «Ведомости»:
«Корпоративный венчурный фонд «Ростелекома» «КоммИТ кэпитал» инвестирует 40 млн руб. в российскую компанию «Транспортные информационные технологии», которая занимается электронным оформлением и сопровождением международных грузовых перевозок на воздушном транспорте
<…>
«Трансинфотех» занимается внедрением международного стандарта (e-Freight) на воздушном транспорте в рамках пилотной зоны, определенной правительственной комиссией. В эту пилотную зону пока входят шесть крупнейших аэропортов и 10 основных авиакомпаний. В авиации стандарт e-Freight используется более чем в 60 странах. В дальнейшем компании заинтересованы в распространении стандартов электронного оформления на другие виды транспорта - морской, железнодорожный и автомобильный»
http://www.vedomosti.ru/technology/news/2017/01/16/673146-rostelekom-dokumentooborota-gruzoperevozok
E-freight – это очень полезная штука, которая позволяет сократить издержки по времени и финансам в авиационных перевозках, а значит дать отечественному бизнесу лишние преимущества в работе (доставка грузов быстрее и дешевле – выгода очевидна). Поэтому новость я воспринял изначально с большой радостью – ну надо же, взялись за этот проект, прекрасно! В общем, бегло прочитал новость, порадовался и забыл.
Вот только через какое то время начали терзать смутные сомнения, которые поначалу персонализировать никак не получалось. И только потом я вспомнил – ну конечно, электронный стандарт передачи данных – ведь это вовсе не первая попытка его внедрения в России!
Несколько лет назад одна дама по имени Рано Фрунзевна Джураева решила направить свои усилия на внедрение в России некой технологии «e-freight», рекомендуемой международным авиационным сообществом. Кто такая Рано Фрунзевна? Бывший советник олигарха Дерипаски.
С кем поведешься – от того и наберешься, всем известно. Так и люди, долгое время проработавшие вместе с олигархами, начинают во многом копировать повадки, схемы, хитрые ходы богатейших людей страны. Мельтешащий перед глазами пример властного и богатого человека никого не оставит равнодушным, а годы работы по специфическим схемам, позволяющим волшебным образом получить миллиарды из разрушенной страны, не позволят в дальнейшем перейти на более спокойные, но значительно менее доходные методы работы.
Научившись правильно вести бизнес в «Базэл-Аэро», госпожа Джураева создала организацию, своей волей назначив ее единственным проводником стандарта «e-freight» в России (напомню, стандарт международный, фактически действующий). Назначив саму себя единственной ответственной за данное внедрение, она заявила о наличии государственно-частного партнерства, и принялась… Собирать деньги с партнеров, в число которых входили разные участники рынка. Соответственно, те, кто не согласился отдавать кровные (и немаленькие) суммы в фонд имени единственной и неповторимой Джураевой, объявлялись отсталыми и недостойными, вне зависимости от того – есть у них технологии, позволяющие работать по новому стандарту, договоры с другими участниками авиационных перевозок, и прочее. Будь ты хоть Эйнштейн – не заплатил Джураевой – иди мой полы. Вот такая прелестная логика.
Представьте, например, что в предвоенные годы при необходимости наращивать мощности по производству танков, вместо волевого приказа об усовершенствовании производства и, допустим, электрификации станков, создали бы комиссию, возглавляемую каким-нибудь советником Троцкого. Глава комиссии прошелся бы по заводам, затребовал у них денег на работу, написал пару проектов документов, запустил три тестовых станка на электротяге, и наезжал бы на всех, кто пытается «апгрейдить» производство самостоятельно. Как вам такая картинка? Что бы с нами было в таком случае сейчас? Но, к счастью, в то время были определенные органы, пресекавшие деятельность «эффективных менеджеров» на корню. У государства есть определенные функции и задачи, и одна из них – поддержание уровня нормативной базы и совершенствование стратегически значимых отраслей, в том числе – авиации.
При этом участие того самого государства в проекте выглядело несколько странно. Были некие два документа, которые на сайте инновационного центра гражданской авиации указаны как базовые, однако они, как честно предупреждала подпись со «звездочкой», находились в проекте, то есть говоря юридическим языком – не имели силы, а общечеловеческим – могли составить компанию другому сорту бумаги в уборной. С другой стороны была какая-то межведомственная рабочая группа по внедрению стандарта «e-freight», которую возглавлял сам заместитель министра транспорта Окулов Валерий Михайлович. Правда непонятно, чем именно занималась межведомственная группа, если даже сам приказ о проведении пилотного проекта по внедрению «e-freight» являлся бессильным проектом, хоть и считался базовым документом.
Хотя есть мнение, что ученые из инновационного центра разрабатывали новую форму авианакладной – основного перевозочного авиационного документа. По крайней мере, проект приказа об утверждении электронной грузовой авианакладной как раз и являлся вторым базовым документом. Беда только в том, что ничего тут выдумывать не надо, и в мире давно уже применяется установленная электронная форма, утвержденная и работоспособная.
И вот с учетом этого уже тогда возникал вопрос – чего еще наваяют эти господа профессионалы, не сумевшие даже взять международно признанную форму центрального авиаперевозочного документа? Сами на коленке наскребут что-то, до чего не додумалась крупнейшая межнациональная организация, занимающаяся транспортом и как раз и придумавшая этот самый «e-freight»? Ладно бы просто сборы собирали и устраивали собрания и совещания с фотоотчетами – так нет же, надо всю отрасль заставить плясать под свою дудку (и чтоб платили). Ведь если верить в наличие «государственно-частного» партнерства в области внедрения «e-freight», то получается, что все выводы этого самого партнерства получат статус закона. И тогда вместо кипы бумаг отрасль будет, матерясь, «перевбивать» данные из общепризнанного документа в наш, российский, инновационный. Ну или еще что-нибудь в этом роде.
Так чем же все закончилось? Рано Фрунзевна Джураева стала генеральным директором Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (сокращенно – ЦЭНКИ). Судьба сборов, проводившихся во имя внедрения в России стандарта E-freight, лично мне неизвестна. Об успешной работе стандарта в общероссийских условиях я тоже ни разу не слышал (если не считать многочисленные обещания). И вот теперь деньги вкладывает «Ростелеком», в некую компанию «Транспортные информационные технологии», которая вроде как занимается этой проблемой аж с 2011 года.
Самое интересное, что если верить Единому государственному реестру юридических лиц, то эту компанию ранее возглавляла… Та самая Рано Фрунзевна Джураева. Сейчас же генеральным директором значится некий Владимир Викторович Новиков, который, по некоторым данным, является зятем Джураевой.
Нельзя не отметить, что В.В. Новиков занимается не только e-freight. Например, он является президентом некоего благотворительного фонда, зарегистрированного в оффшорной зоне (если конкретнее – на Британских Виргинских островах). Комментировать наличие оффшорного фонда у получателя бюджетных средств я не буду, оставлю это право читателю.
Что из этого всего получится? Ну, вариантов масса. Например, инвестиции могут дать результат, и у нас в России появится полноценный электронный документооборот. Это самый ванильно-розово-шоколадный вариант, о котором лично я очень мечтаю, но не очень верю. Есть другой – пару-тройку лет будет вестись напряженная работа, а потом «Ростелеком» по традиции e-freight-внедренцев внезапно уйдет в космическую отрасль.
Забавно, но маловероятно. Вариант третий – мы изобретем велосипед заново, по пути наступив на все уже пройденные мировым сообществом грабли, и выдав в качестве результата нечто совершенно свое, особенное. Не самый плохой вариант вроде бы, только вот без совместимости с иностранными системами электронного документооборота ценность нашей системы (которая и предназначена для оперативного обмена в авиации в том числе и с иностранными компаниями) будет приближаться к нулю (это я все вспоминаю попытки внедрить свою, отличную от общемировой форму авианакладной). Про другие варианты писать не буду, потому что не хочу даже думать о еще одном провале внедрения электронного оборота документации. Хватит уже, пора внедрять!
По сути, основной проблемой (что бы кто ни говорил) во внедрении стандарта я бы назвал отсутствие законодательной базы. Да, уже сейчас можно развивать технологии передачи и автоматической обработки информации (и многие уже развивают), но если в законе написано, что должна быть бумага – значит, будь добр, но бумагу напиши, подпиши, пропечатай, согласуй, и запихни в шкаф. А потом берись за следующую, и побоку все международные требования, даже ратифицированные нами самими же. Нет, я ни в коей мере не говорю, что мы должны слепо следовать требованиям иностранных документов, но это же не договор о разоружении или кабальные экономические условия жадных европейских «друзей» - это безопасная и удобная технология, принесшая пользу во многих странах с продвинутой авиацией. Казалось бы – вводи да радуйся, стране так нужны положительные реформы – не камер на дорогах навешать, чтобы своих же граждан дербанить, не сокращать целые отрасли, не «зажиматься», молясь золотому тельцу о повышении цены на нефть - а просто и быстро увеличь эффективность целой отрасли.
Мне остается только пожелать «Ростелекому» удачи в их нелегкой работе. Интересно, будут ли привлекать ранние наработки «Инновационного центра гражданской авиации», возглавляемого ранее Рано Джураевой? Ведь за эти годы, да с учетом взносов и финансирования, проект наверняка куда-нибудь да продвинулся. Были же даже победные рапорты, пусть и закончившиеся ничем… Так может быть проверить? Если наработки есть – авось и средства государству сэкономим, а если нет – так это уже прокуратуре разбираться, куда ушло столько денег и времени. Разве не интересно?
Дмитрий Кузнецов