ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Монополизм - это такая страшная штука

Монополизм - это такая страшная штука

09.11.2016, 10:18

Огромное, безбрежное море информации, окутывающее современного человека, как правило не дает возможности сосредоточиться на более конкретных обстоятельствах, если они только не врываются в жизнь человека напрямую. Слишком много вокруг нас всего происходит, фокус внимания не может бесконечно перенастраиваться на сторонние проблемы. 

Например - вот часто вы задумываетесь о проблеме рейдерства? Уверен, что подавляющее большинство россиян никогда даже и не думало об этой проблеме. А вот стоит человеку потерять работу из-за того, что очередные ненасытные троглодиты разорили компанию, которая некогда перечисляла деньги на его зарплатную карточку, и сразу появляется интерес. Внезапно оказывается, что это одна из самых серьезных проблем, стоящих перед экономикой страны. Не менее внезапно доходит, что отсутствие серьезных инвестиций в долгосрочные проекты, которые должны вывести нашу страну в число экономических лидеров, происходит именно из-за боязни потерять все и сразу. Зачем напрягаться, что-то делать, отдавать все силы и все свое время? Лучше провернуть по-быстрому деньги в более-менее быстрой схеме, и надеяться, что успеешь снять хоть часть сливок. 

Или другой пример - массовая монополизация, мощным катком проезжающая по территории России. Это происходит прямо сейчас, на наших глазах, но вы часто об этом задумывались? Нет, конечно - как и, собственно, я. А вот стоит человеку, к примеру, энное количество часов провести в аэропорту, допустим, Шереметьево, пытаясь понять, почему его "Аэрофлотовский" билет, купленный на удобное для него время, переносится вместе с другими, и всеми пассажирами дружно забивают большой самолет, чтобы через несколько часов в уже неудобное для пассажиров время отправить по назначению - и сразу становится понятно, что антимонопольное законодательство придумывается не просто так. 

Только не подумайте, я не хочу катить бочки на "Аэрофлот". Прежде всего - потому, что это абсолютно бесполезное занятие. Наша авиакомпания - лидер по количеству усилий, направляемых на работу как с массовыми СМИ, так и с интернет-аудиторией. На любой вопрос, заданный не тем тоном, вы мгновенно получите порцию ответов в стиле "зачем врать, это лучшая авиакомпания мира" и "у меня такого никогда не было". 

Это вообще беда, когда человек аргументирует проблемный вопрос в стиле "Лично я пробовал, у меня все хорошо". Рассказываешь такому про станицу Кущевскую, а он тебе - а вот у моей бабушки в деревне под Вышним Волочком тишь да благодать, из криминальных элементов только алкоголик дядя Петя, а значит - ты все врешь. И в глазах - праведный огонь возмущения. И что ему противопоставить? 

Впрочем, такими темпами и карманных блогеров перестанет хватать. Авиакомпания уже в прошлом году распробовала этот рецепт - объединять рейсы под кодовыми причинами "зимой выпал снег" и "сломался самолет в нашем парке самых молодых самолетов". И при этом сидишь в Шереметьево, смотришь на табло и понимаешь, что почему то остальные авиакомпании летают как летали. 

Парадокс. А нашему человеку сидеть и думать вне работы - вредно. Наш человек, когда у него в аэропорту много свободного времени появляется, начинает всю мощь своего разума направлять на проблемы окружающего бытия, на трещины в мироздании, внезапно открывающиеся ему во всей красе. Он достает свой планшетик или смартфончик и начинает вопросы неудобные задавать. А его в ответ блогеры с уютного дивана лечить начинают - вот, только что конкурс этот выиграли, конкурс тот выиграли, да ты не патриот, да ты провокатор... И человек сидит в аэропорту, сомнениями терзается - с одной стороны, сижу на месте ровно, никуда не лечу, с другой - и правда по ящику сказали, что "Аэрофлот" - лучшая компания в мире. С одной стороны - и правда снежок падает, ноябрь месяц внезапно наступил, вроде можно и рейс отменить, с другой - иностранные авиакомпании, негодяи такие, летают как летали. С одной стороны, оно вроде и подождать можно, все таки безопасность полета, все дела, да и снег опять же все идет и идет (и в декабре не перестанет - ну это так, к слову). С другой - билет на дневное время покупал, а улетаю ночью, и самолет под завязку, и почему-то такое ощущение, что кто-то меня, как бы сказать покультурнее - обхитрил. 

Монополизм - это такая страшная штука, которая пожирает все и внутри и снаружи. Монопольная компания гниет изнутри, отравляя существование клиентам и своим же сотрудникам. Полное отсутствие необходимости развиваться оставляет лишь один инстинкт - инстинкт сохранять свое положение, душить все благие начинания вокруг себя. Понимают ли это те, кому вверен руль от нашей экономики? Надеюсь что да. 

Вот фрагмент беседы Президента РФ и Генерального директора "Аэрофлота". Виталий Савельев рапортует: 

"Прежде всего хочется доложить: поставленная задача по формированию авиационной группы «Аэрофлот», которая появилась впервые в России, завершена. Группа сформирована из четырёх авиакомпаний: «Аэрофлот» остался в премиум-сегменте; компания «Россия», куда были интегрированы две авиационные компании, занимает нишу для среднего класса; очень удачный проект, который мы начали с Вашего согласия и Вашей поддержки, – это «Победа», на нём остановлюсь чуть позже; и «Аврора», региональный перевозчик на Дальнем Востоке, который осуществляет региональные перевозки. Поэтому группа создана, очень неплохо себя чувствует, функционирует, о чём я расскажу дальше." 

О чем это нам говорит? По сути, вполне прямо говорится о том, что все возможные направления рынка авиаперевозок объединены в одной компании. Компании-монополисте. Которая, если захочет, вполне может перенести ваш рейс на полдня, запихнув битком в самолет с другими такими же страдальцами. 

Впрочем, вполне возможно, что эта ситуация может кардинально измениться. Как известно, наверное, всем более-менее постоянным авиапассажирам, в Евросоюзе достаточно распространена практика компенсационных выплат за задержку, отмену рейсов и овербукинг (когда билет есть, рейс есть, но мест не хватило). Суммы довольно внушительные и могут составлять, например, 600 евро – вполне неплохой вариант. У нас, к слову, тоже есть такой закон, только сумма немножко отличается, и составляет 25 рублей за час задержки. Я когда об этом узнал, очень ярко представил себе картинку – офис авиаперевозчика, кассир аккуратно отсчитывает солидно одетому человеку его компенсацию – монетка в пять рублей… Еще одна… Еще… Теперь - главное не сбиться! - двухрублевая… Фарс! 

Все дело – в Монреальской конвенции, которую у нас никак не ратифицируют. Если гражданин России, к примеру, прилетел из ЕС и там ему задержали рейс, то он вполне может подавать на компенсацию (есть даже специальные сервисы, например компания Compensair, которая за 25% от компенсации занимается процедурой ее получения). Но вот при полетах из РФ человек совершенно не защищен от задержек и отмен рейсов. Примут ли Монреальскую конвенцию? Посмотрим. 

Но – возвращаясь к теме монополизма - если бы дело было только в "Аэрофлоте". Например, его базовый аэропорт "Шереметьево", сидение в котором и натолкнуло меня на пространные размышления о будущем нашей экономической системы, также максимально идет в сторону монополии. Сейчас в аэропорту зеленый свет получают только активы кипрского оффшора "TPS", которому "Шереметьево" и отдали. Отдали недавно, но косяки уже начались. На Youtube можно полюбоваться огромной пробкой из машин, запертых на платной парковке. Водители бродят между автомобилями, вслух не вполне в цензурной форме выражая опасения, что кризис с работой шлагбаумов имеет искусственное происхождение и таит своей целью привлечение инвестиций водительского состава, не в добрый час попавшего в аэропорт "Шереметьево", в экономику страны Кипр. 

А знаете что самое интересное? Пресс-служба аэропорта официально опровергла это происшествие. 

Нет, ну как вам? Уверен, с такой же непрошибаемой уверенностью и инициативностью меня будут клеймить защитники "Аэрофлота", тыкая в лицо титулами "лучшая авиакомпания" и своим субъективным опытом. Казалось бы, видео на Ютубе есть, на нем - мертвейший затор, ну какой смысл отпираться? Признайте проблему, выплатите людям небольшую компенсацию - так, чисто в рамках программы клиентской лояльности - и заявите о том, что меры будут приняты, причины установлены... Нет, никому это не нужно. Зачем? Монополия - она и есть монополия, "быдло" (извините за применение этого эмоционального термина) постоит и подождет если надо, а если не надо - пусть на кухне сидит, пьет чай с сахаром и сушками. Не было ничего! Провокации! 

Кстати, один из хозяев аэропорта - олигарх А. Пономаренко - уже вполне осознает свой статус серьезного и влиятельного человека, и совершенно не стесняясь пользуется им для шантажа правительства: 

"По словам Пономаренко, если ВПП будет построена в урезанном варианте, это сократит эффективность инвестиций в ее строительство. В случае, если третья полоса не будет построена в полном объеме, это в значительной степени сократит ее эффективность и, соответственно, пропускную способность аэропорта, добавил он. 

"Будем надеяться, что мы сумеем убедить правительство (выделить дополнительное финансирование - прим. ред.)", - сказал Пономаренко. Источник, знакомый с планами аэропорта, заявил ТАСС, что речь идет о дополнительном финансировании в 5 млрд рублей." 

http://www.aex.ru/news/2016/10/18/161071/ 

Перевожу на понятный - "парни, или давайте еще пять лярдов, или вложенное ранее будет как будто не вложенное". 

А что? Имеет право. Эффективный бизнесмен, монополист. 


 Семен Прошев
Accelerated with Web Optimizer