«Российский инвестфонд UCP оспаривает присвоение Кремлем нефтепроводных дивидендов» - Bloomberg
10.06.2016, 14:47Инвестиционный фонд United Capital Partners, возглавляемый одним из известных финансистов Ильей Щербовичем, готов продолжить борьбу за более высокие дивидендные выплаты трубопроводной госмонополией, сообщает американское финансовое агентство Bloomberg. Вопрос в том, какие интересы реально преследует Щербович – получить дивиденты или продать акции «Транснефти». Элементарный подсчет показывает, что за декларируемым стремлением увеличить дивидендные выплаты стоит другая мотивация – с помощью шантажа добиться покупки собственных акций монополией.
Уже во второй раз за три года ОАО «АК «Транснефть» собирается предпочесть государство - владельца обыкновенных акций компании - держателям привилегированных бумаг, в число которых входит и UCP. Согласно заявлению Министерства энергетики, «Транснефть» на одну обыкновенную акцию заплатит 2077,08 руб. (32 долл.), а на привилегированную - 823,30 руб., или в два с половиной раза меньше.
В UCP заявляют, что «практика выплаты разных дивидендов на акции одного номинала незаконна, несправедлива и нерыночна». В марте фонд подал иск к«Транснефти» в связи с начислением дивидендов за 2013 г., когда государство впервые оказалось в привилегированном положении по сравнению с другими акционерами.
UCP, инвестирующий в бумаги «Транснефти» с 2006 г, отказывается раскрыть размер своего пакета префов компании, пишет Bloomberg. При этом фонд назвал недостоверным сообщение, что ему принадлежит 1,1 млн. акций компании, или порядка 70% от общего объема бумаг.
По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, не «Транснефть», а государство, как основной ее акционер, определяет и дает директиву по размеру дивидендов по привилегированным акциям компании. В апреле для пополнения госбюджета государство поручила госкомпаниям выплатить в качестве дивидендов как минимум половину от их прибыли по РСБУ. Трубопроводная компания выплатит 12,8 млрд. руб., или 100% ее прибыли по РСБУ.
При этом простой подсчет дивидендной политики монополии показывает, что средние выплаты «Транснефти» по акциям при соблюдении всех условий, выдвигаемых Щербовичем (выплаты дивидендов от консолидированной отчетности по МСФО, равнодоходность привелигированных и голосующих акций не даст Щербовичу более 7% на вложенные в акции рубли).
Получается странная арифметика. Для чего Щербович потратил и продолжает тратить столько денег на скупку акций, с которых он в итоге может получить на треть меньше, чем если просто положит деньги в банк под процент?Ответ очевиден. Мотивация «известного финансиста» лежит совсем в другой плоскости. Фонд и его основателя совсем не интересуют дивиденды «Траснефти». Отсюда же многочисленные судебные процессы, в том числе с использованием фирм-однодневок (ООО «Прожектор»), отсюда активный пиар в публичном поле. Есть сильное желание продать акции компании, чтобы заработать.
Как сообщает РБК, с середины июня 2014 года по 10 мая 2016 (пик в этом году) префы «Транснефти» подорожали почти в три раза — с 76,07 тыс руб. до 208,2 тыс руб. за штуку. 3 июня привилегированные акции компании стоили 161,5 тыс руб. UCP выгодно продать свой пакет по рыночной цене. Истинные интересы Щербовича лежат именно в этой плоскости. Поэтому все слова о «низких дивидендах» и причины судебных разбирательств последних месяцев не имеют ничего общего с действительностью.
По мнению UCP, «Транснефть» в настоящее время недооценена – стоимость акций компании сократилась за последние четыре недели на 22%. Вместе с тем - для тех кто в состоянии переносить «крутые виражи» «Транснефти» - за последние пять лет ее акции выросли почти в четыре раза, и демонстрируют лучшие показатели на фондовом рынке ММВБ. UCP надеется, что результаты могут быть еще лучше.
При этом, как сообщает Bloomberg, инвестфонд опроверг сообщение газеты «РБК», вышедшей в понедельник, о том, что в ответ на предложение «Транснефти», сделанное в декабре, он планирует продать свою долю в размере 2,9 млрд. долл. Обратный выкуп привилегированных акций не имеет смысла, сказал официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.