ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Время обещаний

Время обещаний

21.04.2016, 21:12

Есть прекрасное народное выражение, суть которого сводится к утверждению того факта, что непомерное разглагольствование не тождественно погрузочно-разгрузочным действиям в отношении мешков. Забавно, как точно эта фраза (в народном оригинале она значительно короче и точнее) соответствует положению дел в сфере, где как раз и ворочают мешки, а также множество других тяжелых вещей. 


Давайте прямыми цитатами, чтобы было нагляднее. Вот, например, выдержки из статьи издания «Коммерсант». Важные (по моему скромному мнению) моменты я выделил жирным шрифтом: 

«Вчера "Руспорт" сообщил, что завершил сделку по покупке принадлежащей "Аэрофлоту" доли в ООО "Аэропорт Москва" [сейчас эта компания сменила название на «Москва-Карго»], занимающемся наземной обработкой грузов и почты в Шереметьево. <…> "Руспорт" — совместная компания Шереметьево (51%), авиакомпании AirBridgeCargo (группа "Волго-Днепр", 5%) и ООО "Грузовой комплекс Шереметьево" (44%). Акционерами последней являются Шереметьево (25%), группа "Кратос" Игоря Каталевского и "Интеррос". <…> Но "Кратос" и "Интеррос" (через ООО "Грузовой комплекс Шереметьево") строят и новый грузовой терминал в Шереметьево. Стоимость проекта около 2 млрд руб., еще около 2 млрд руб. выделило государство на создание перрона для стоянки самолетов. Ожидается, что перрон будет достроен к лету, а сам терминал откроется в сентябре 2013 года, добавляет источник "Ъ"» 
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1869641?fp= Дата этого сообщения – 2012 год. 

Теперь найдем кое-что посвежее. Из множества газет, печатавших статьи на данные темы, по традиции обратимся к «Коммерсанту», в котором, пожалуй, информация наиболее подробная: 

«ГК "Волга-Днепр" (крупнейшая грузовая авиакомпания РФ) и аэропорт Шереметьево подписали соглашение о сотрудничестве для развития грузового хаба. Инвестором выступит "Шереметьево Холдинг" (68,4% у TPS Avia Holding, 31,5% — у государства), который в рамках развития северной зоны аэропорта вложит не менее $45 млн в первую очередь автоматизированного комплекса (построят к маю 2017 года). <…> Сейчас грузовые операции в Шереметьево ведутся через брокера комплекса "Москва Карго" (74,9% у частных инвесторов Шереметьево). <…> Источник "Ъ" говорит, что перевозчики заинтересованы в терминале международного уровня "для минимизации сбоев в обслуживании", аналогичных тем, что случились в 2015 году» 
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2967321 

В 2015 году, напомню, те же люди, что сейчас устраивают показательные выступления для журналистов, устроили совсем другое веселье. Жаль, что тогда никто не приглашал блогеров и людей с камерами, ведь показать было что – уставленный ящиками и коробками перрон международного аэропорта пришлось расчищать силами всех служб «Шереметьево». И вот – громогласное заявление об уверенной поступи в сторону тех же граблей. 

Дабы не быть голословным – найдем подтверждение у того же «Коммерсанта»: 

«В грузовом терминале аэропорта Шереметьево коллапс. Из-за смены оператора по обработке грузов здесь скопилось более 400 тонн грузов, в том числе оборудование, животные в клетках и даже "груз 200". Возникли проблемы и у экспресс-перевозчиков, которые теперь не могут доставить региональным клиентам почти 1 тыс. паспортов с туристическими визами. <…> В пресс-службе аэропорта вчера признали факт наличия проблем с обработкой грузов, сообщив, что для их решения был выделен дополнительный технический персонал. <…> В конце января тендер "Аэрофлота" на обработку грузов выиграло ООО "Москва карго", которое, по данным Kartoteka.ru, на 74,9% принадлежит ООО "Шереметьево холдинг", бенефициаром которого является кипрская TPS Avia (входит в "ТПС Авиа" Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко), остальная доля у МАШ» http://www.kommersant.ru/doc/2802310 

На фотографиях с очередного торжественного подписания очередных наполеоновских планов кроме глав Шереметьево и авиакомпании «Эйрбридж» хорошо заметен новый владелец аэропорта, глава кипрской компании «TPS Avia» Александр Пономаренко. Глядя на некоторые фотографии, лично у меня возникло странное ощущение, будто Александр Анатольевич, подобно главному герою кинокартины «Брат-2», держит под столом автомат с глушителем, направленный в сторону грустного Михаила Михайловича Василенко, главы «Шереметьево». Грусть в глазах Михаила Михайловича очень даже понятна – немало седых волос добавили ему новостные сюжеты, подобные приведенному выше, о грузовых завалах, необходимость передавать своих (и без того в сокращенном коллективе) специалистов для помощи грузовому оператору и рассказы о бесконтрольном перемещении клиентов грузового терминала, ищущих свои грузы прямо в запретной зоне перрона. Тогда, перед всем этим, тоже было много пафосных встреч, газетных статей и фотографий. Говорили о будущем качестве, о дешевизне услуг, об инновациях, электронных системах и вообще, о том, что все будет «как в Европе». Ну, не получилось – в очередной раз. Очередная попытка – теми же людьми, теми же методами, теми же приемами: 

"Новый терминал - это практически уникальный терминал для РФ. Это первый опыт применения полностью автоматизированной системы обработки груза. Обрабатывая в автоматическом режиме и входящую информацию, позволяет установить очередность обработки, порядок складирования, порядок разукомплектакции" – сказал на подписании договора заместитель генерального директора ООО "Москва Карго" М. Чувилькин. 

Называть уникальным что-то, что еще не сделано – несколько странно. Я понимаю еще, если бы менеджер заявил, что это очередная «уникальная задумка». И хотелось бы понять, в чем заключается «полностью автоматизированная» система обработки груза? Груз выгружается из самолета беспилотной машиной, беспилотным тягачом отвозится на склад и запирается в ячейке, открыть которую может только грузополучатель, введя полученный через интернет на свой мобильник пароль? Если будет хоть немного не так – значит, менеджер соврал про «полностью автоматизированную», потому что как ни автоматизируй некоторые процессы, на данном этапе мирового развития грузовых хабов создать полностью автоматизированную систему невозможно хотя бы даже из-за требований законодательства. 

А особенно это невозможно силами людей, которые даже по отработанной схеме не могут нормально, без коллапсов, работать. 

История повторяется по спирали, и одного этого достаточно умному человеку, чтобы сделать все необходимые выводы. Увы, нет никаких объективных предпосылок к тому, что на этот раз в этой сфере хоть что-то получится. Да, собственно, их не было и в 2014 году, но так хотелось верить – олигархи поменялись, может у этих получится лучше… Нет, не получится. 

К сожалению люди, «выросшие» в олигархов в мутной воде 90-х годов, очень сильно подвержены глупой иллюзии о том, что за деньги можно купить все. Когда речь идет о простых вещах, их логика вполне работает, но стоит влезть в мало-мальски специфичное производство (тот же аэропорт) – как начинается крах за крахом. 

Попытаюсь объяснить причину – если, например, взять меня, обычного человека, и поставить на место олигарха, я не продержусь и недели. Я не знаю с кем, что и как надо решать, в какой кабинет заносить, а из какого – забирать, на кого прикрикнуть, а перед кем наоборот – промолчать, как связаться с президентом страны и в каком стиле выстраивать с ним общение, как правильно бросаться через бедро на татами и пропускать шайбу между коньком и клюшкой. Всех этих крайне специфичных навыков у меня нет, и это приведет к коллапсу – меня просто посадят. Вот то же самое происходит и с олигархами, пытающимися применять привычные навыки в непривычных отраслях с той только разницей, что ктож их посадит, они же – живые памятники нынешней эпохи. Да и скучно нашему человеку без коллапсов, посмеяться не над кем. 

У денег есть одно неоспоримое преимущество – если насыпать их на пол, то падать значительно мягче, причем чем толще слой, тем больше катастрофическое падение напоминает размеренное лежание на пуховой перине. Берем все тот же пример из последней статьи – грузовой коллапс такого рода должен был привести к массовым отставкам и увольнениям вплоть до ответственных лиц из Министерства транспорта, не отследивших ситуацию в главном аэропорту страны. А так – вроде и ничего страшного, попробуем еще раз. Да еще много-много раз, предчувствую. 

Одного понять не могу – к чему все эти эксперименты, разрушающие отлично работавшую до этого систему аэропорта? Ведь хорошо работающие службы – это самая лучшая реклама для привлечения авиакомпаний. Если владелец аэропорта даст возможность работать, или хотя бы не будет вставлять палки в колеса – вокруг взлетных полос выстроится целый ряд компаний, которые хотят и умеют работать. А ты – скажу привычной им «терминологией» – можешь сидеть в роли «смотрящего», разруливая базары и наслаждаясь чувством собственной значимости, получая в общак не только от своей, но и от чужой работы. Может быть так станет понятнее. 

При этом баланс здесь очень тонкий, и любая ручная «подстройка» в пользу своих «дочек» просто убивает всю экосистему, сложившуюся вокруг аэропорта. На выходе получаем новости о коллапсах, проверки прокуратуры и потерянные деньги – это действительно то, чего вы хотите? 

Казалось бы, инвестируйте сколько угодно миллиардов в любые терминалы, но не препятствуйте работе других людей – и в выгоде останутся все. Но увы, крайне низкая (признаем – справедливо) самооценка своих бизнес-способностей (и растущая из нее боязнь конкуренции) приводит к тому, что в ход идут нерыночные механизмы, а они, как показывает практика, ведут только к разрушению. 

Нынешнее положение дел в «Шереметьево» напоминает стройку века, на которой работают только стенобитные краны – да, это тоже строительные механизмы, да, при правильном применении они нужны и полезны, но нельзя построить дом только с использованием стенобитных кранов. Зато можно все сломать. 

Константин Терешко

Accelerated with Web Optimizer