ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Чернейший PR, бессмысленный и беспощадный

Чернейший PR, бессмысленный и беспощадный

02.02.2016, 15:48

Не знаю что и делать, друзья. Прочел в новостях о том, что некий могущественный кто-то заказал черную PR-атаку на авиакомпанию «Аэрофлот» (слышали?). Какой-то гражданин направил известному блогеру Олегу Лурье предложение о сотрудничестве – за пятнание репутации «Аэрофлота» можно получить неплохие деньги. 


 С этого момента – обратите внимание, как ловко – любая критика деятельности «Аэрофлота» автоматически считается черным «PR», а значит – является преступной, лживой и заказной. Любой негативный отзыв в интернете подпадает под «заказуху», любая статья о монопольном положении на рынке (будь она хоть на сайте ФАС) будет объявлена клеветой… Браво, господа. 

 Зачем? Да очень просто – действительно есть вещи, за которую авиакомпанию можно пожурить, и все прогнозы говорят о том, что с уходом Трансаэро серьезных «косяков» Аэрофлота будет становиться все больше и больше, что, с умножением на повышающееся недовольство народных масс, может вылиться в проблемы для руководства авиакомпании, что в свою очередь может привести к показательной порке. Кому это надо? Лучше попробовать заткнуть сейчас, например – направив провокационное предложение известному человеку, а потом раздув этот незначительный случай до масштабов более-менее авторитетных СМИ. 

 Лично я, доверь мне некто богатый проведение PR-атаки, никогда бы не стал направлять кучу компрометирующих меня материалов незнакомым людям. Да, думаю, и вы бы не стали. Никто бы так не поступил, как этот загадочный «могущественный» PR-щик. 

Представьте, что вы хотите убить соседа за то, что он слишком громко без перерыва слушает свою любимую песню «Черные глаза» по субботам с 6 до 8 утра. Что вы делаете, если ваш IQ примерно равен IQ гипотетического человека, занимающегося «черной атакой» на Аэрофлот? Очевидно – вы берете фотографии соседа, пишете в письме всю информацию о нем – где живет, на чем ездит, когда бывает дома – затем добавляете пункт об оплате, и рассылаете это письмо по почте всем спортсменам, посещающим местную секцию дзюдо. Ну бред же, нет? 

 Тем не менее, поскольку я уже навесил на себя ярлык черного PRщика (может и денег дадут, тогда я даже не особо буду против), наверное, имеет смысл все же рассказать, почему действия «Аэрофлота» в последнее время вызывают тревогу. А виновато в этом одно - 
 Политика 

Я не спроста выделил это слово – действия авиакомпании лично мне напоминают не управление высокотехнологичным и ответственным производством, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации, а подковерные интрижки хитрого политикана, который пакостит окружающим как может. 

 Все уже знают про «Трансаэро» - после их ухода взлетели цены, об этом передавали даже по центральным СМИ. Да что уж там, и сами «Аэрофлотовцы» открыто радовались в интервью – мол, наконец то демпинг закончился… А что если там был не демпинг, а просто более правильно выстроенная производственная линия предприятия, благодаря которой и получалось поддерживать цены? Виталий Савельев, глава «Аэрофлота», заявлял Владимиру Владимировичу, что «Аэрофлот» даже 50 процентов рынка не занял… Рынка нарезки бутербродов с колбасой может и не занял, а вот рынка авиационных перевозок в России? Еще до поглощения «Трансаэро» в печати появилась информация, что «Аэрофлот» занял 45 процентов рынка. «Трансаэро» тогда рулило 20-ю… К кому перешла большая часть «куска» поглощенной авиакомпании, думаю, ни для кого не секрет, да и особо не скрывается и самими должностными лицами… 

 Дабы не быть голословным – график, размещенный на сайте газеты «Ведомости» в июне 2015го: 





http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/07/07/599500-aeroflot-zanyal-45-rinka-aviaperevozok-v-rossii 

Итак, говоря простыми словами – когда «Трансаэро» еще нормально летало, у «Аэрофлота» была доля рынка в 45%, а у «Трансаэро» - в 20%. Теперь авиакомпании «Трансаэро», по сути, нет, самые лучшие ее маршруты перешли «Аэрофлоту», о чем открыто говорили все СМИ. 

 Однако генеральный «Аэрофлота» Савельев назвал на совещании Путину своеобразную цифру - 42% доли «Аэрофлота» на рынке. Итак, я вижу три варианта: 

1. Ошиблись участники рынка, причем все махом 

2. Ошибся Савельев, и таким образом строго нечаянно ввел в заблуждение Путина 

3. Ошибка согласована, и призвана успокоить общественность – никакой монополии, повышение цен на билеты естественно и не связано с долями рынка 

4. У меня дальтонизм, и я неправильно понял, кому принадлежит какая линия на графике. 

 Будем надеяться, что мне просто не хватает опыта, и я что-то упустил, потому что все четыре варианта как-то не очень радуют (особенно последняя). 

Слово «политика» не несет в себе никакого негативного оттенка, если относится к политикам. Когда в политику играет бизнес, выглядит это весьма неуместно… Да, можно сколько угодно ходить на совещания к Президенту и кичиться плоскими тарифами на полеты в Крым и Калининград – но Россия (скажу вам по секрету) – это не только Крым и Калининград, и даже не только Дальний Восток. Как-то так получается, что летают люди и в другие города, но опять же – компания вновь играет в политику, заявляя, что плоские тарифы – это социальная акция, направленная на благо народа, его свободу перемещения… Это все, без сомнения, прекрасно, только если бы не было ситуации, при которой главнейший конкурент «Аэрофлота» внезапно уходит, а «Аэрофлоту» достаются его лучшие направления, может, рынок и сам бы отрегулировал адекватные цены? Разумеется, конкурировать с компанией, имеющей мощную государственную поддержку, достаточно трудно (больная тема, да? Но наличие поддержки, как и избитая тема роялти – факт, от которого никуда не деться, как ни обвиняй в черном PR). Вместе с тем, после приватизации «Аэрофлот» станет частным, но самое главное – останется фактической монополией. 

 Вот еще один пример – в последнее время серьезные снегопады привели к задержке рейсов «Аэрофлота», но вот беда – остальные компании, вроде, летают нормально… И Росавиация – государственный, между прочим, орган – открыто пишет, что с аэропортами-то все нормально, просто непогода используется именно «Аэрофлотом» как предлог для того, чтобы объединить вместе несколько полупустых рейсов… Что же, и Росавиации «занесли», если верить сказке про черный PR? Не верю. 

"Причины могут быть различными, в том числе объединение рейсов, несвоевременное прибытие воздушного судна, а также отмена рейсов заказчиками. Однако метеоусловия здесь ни при чем" – вот цитата сообщения Росавиации. Не верите мне? Зайдите, к примеру, на сайт все той же газеты 


 Кроме того политика – это ведь как игра в шахматы, целью ее является победа над противником, а для этой победы допускается идти на любые ухищрения, например – жертвовать фигурами… В экономике же совершенно иной стиль «игры», и жертвы недопустимы – упустив ситуацию в одной из сфер работы своего предприятия, можно получить разрастание проблем в другом – тут не с шахматами надо сравнивать, а скорее с раковой опухолью. 

 Например, после того как Аэрофлот решил задружиться с будущим хозяином своего базового аэропорта, Аркадием Ротенбергом, в качестве политического жеста пришлось пожертвовать довольно значительной фигурой – собственными грузоперевозками, доверив их новому неопытному агенту – компании, купленной тем самым Ротенбергом. Итог – рухнувшие грузоперевозки и возмущенные клиенты, жалобы которых транслируются всеми ведущими СМИ. Более того – если партию планшетных компьютеров недельку можно и подождать, то как быть, например, со срочными медицинскими грузами? Авиация – самый быстрый способ доставить такого рода вещей на дальние расстояния, а «Аэрофлот» - самый крупный авиаперевозчик… Да, с точки зрения экономики – страшный провал, угроза экономической безопасности авиаперевозчика – грузы не перевозятся, существенная часть дохода на ровном месте потеряна, приходится возмещать (как всегда) за счет клиентов, что с конкурентной точки зрения не оправдано. Зато с политической - появился один большой, жирный плюс – сделали уступку серьезному человеку, может и он словечко замолвит в будущем… Вот такие вот последствия политического поступка компании, которая должна заниматься полетами, и не лезть не в свое дело. 

 И при чем тут черный PR? Все вышесказанное не только элементарно проверяется, но и во многом не отрицается самой авиакомпанией, в топ-менеджменте которой сидят разнообразные банкиры и юристы, но уж никак не профильные авиационные профессионалы. Разумеется, если посадить банкира, являющегося к тому же прекрасным специалистом в области сделок по слиянию и поглощению (а Виталий Савельев – именно такой специалист) в кресло генерального директора авиакомпании, он и будет заниматься слияниями и поглощениями – какие к нему могут быть претензии? 

 Так что можете обвинять меня в чем угодно, но факты непреклонны – нужно перестраивать деятельность авиакомпании с поглощения авиационного рынка России на созидательную работу по укреплению производственной мощности и в целом – Российской экономики. Все необходимые задатки – инфраструктура, политическая и финансовая поддержка государства, узнаваемый бренд – для этого есть, осталось только дать строгий наказ – не лезьте в политику! 


 Геннадий Макаров
Accelerated with Web Optimizer