Татьяна Голикова, глава Счетной палаты, заявила о ужесточении контроля за госкомпаниями
22.01.2015, 20:46Несмотря на перевод бюджета на финансирование по программам, мероприятия и деньги по-прежнему мало связаны между собой. Есть и вовсе бесцельные расходы.
Все нарушения бюджетного законодательства в текущем году Счетная палата во главе с
Голиковой предварительно оценивает в 344 млрд руб., из них более 100 млрд приходится
на неэффективность и нерезультативность, заявила Татьяна Голикова на пресс-
конференции во вторник. Наименьшая эффективность – в национальной обороне и
безопасности, социальной сфере и культуре, а также в бюджетах регионов.
Неэффективность по наследству
Выделив направление нацобороны, Татьяна Голикова, глава Счетной палаты, особо
подчеркнула, что проблемы возникли в период «до нынешнего состава» министерства.
Тогда большое количество договоров и проектов подписывалось без соответствующих
бюджетных обязательств, как бы в расчете на будущие дополнительные расходы,
пояснила она, а теперь министерство вынуждено их исполнять. Другая проблема связана
с большим объемом выплаченных и неотработанных авансов, часть которых просрочена:
«На 1 января 2014 года она [дебиторская задолженность] составляла 2,3 трлн руб., весь
бюджет 2015 года у нас 15,5 [трлн] – можно понять, какое соотношение». Больше всего
таких авансов раздали силовые ведомства, «такой же приличный объем задолженности у
Росавтодора» и других структур, которые работают в этой сфере.
Голикова поясняет, что
авансы по гособоронзаказу составляют 80–100%, тогда как в других сферах – порядка
30%. Некоторые усилия Минобороны по решению проблемы были предприняты,
признает она, но пока такая работа идет крайне медленно. Росавтодор на запрос РБК
сообщил, что по сравнению с 1 января 2014 года, когда его дебиторская задолженность
составляла 93,5 млрд руб., к 1 июля она сократилась на 22,5 млрд руб.
Проекты лежат, оборудование стоит
Направление здравоохранения, образования и культуры – второе по неэффективности,
заявила Голикова: «Там, как правило, имеет место разработка проектно-сметной
документации и последующая невостребованность этой документации». Эти просчеты
государству обходятся недешево: «есть стройки, где стоимость проектно-сметной
документации достигает миллиарда рублей и не используется впоследствии».
Ответственность за такие нарушения в законодательстве не предусмотрена, добавила
глава Счетной палаты. Для сферы здравоохранения, в основном в регионах, характерны
также неэффективные траты на технику: «Речь идет о длительных – годами – простоях
оборудования, которое закуплено в рамках тех или иных программ. Проходят
гарантийные сроки – оно не устанавливается и устаревает». К этому министерству, по
словам Татьяны Голиковой, сохраняются и другие замечания по итогам проверки этого
года: «Пока некоторые пункты... предписаний остаются не исполненными».
В частности, у
ведомства еще нет информации о разработке документа по территориальному
планированию медицинских учреждений, с которым должна была быть увязана их
оптимизация. Контрольное ведомство также настаивает на разработке стандартов
медицинской помощи, на основе которых она должна финансироваться. Их отсутствие в
2013 году привело к скрытому дефициту программ госгарантий и снижению доступности
медпомощи, указывала ранее Счетная палата. Минздрав не смог предоставить
оперативный комментарий на запрос РБК. Замечания контрольного ведомства
социальным блоком, впрочем, не ограничиваются.
Например, аудиторы часто выявляют разницу в стоимости однотипных услуг в госзаданиях для бюджетных учреждений,
рассказала Татьяна Голикова: «Наиболее яркие примеры мы увидели в Минприроды и
Министерстве сельского хозяйства, когда стоимость услуг отличается в разы». Оба
министерства не смогли оперативно предоставить комментарии на запросы РБК.
Госкомпаниям ужесточат контроль
Еще один пример неэффективности – слабая связь между мероприятиями госпрограмм и
заложенными на них средствами. «Даже когда уменьшаются деньги, с показателями
ничего не происходит. Возникает вопрос – почему? Либо изначально это не было связано,
либо, может, забыли поправить – я не знаю», – удивляется Татьяна Голикова, делая
вывод, что пока программы не стали инструментом эффективности. Некоторые проблемы
связаны с нехваткой контроля, считает она. Например, за поступлением средств бюджета
на взносы в уставный капитал госкомпаний. С деньгами инвестиционной направленности
работает Минэкономразвития, но взносы в уставные капиталы госкомпаний оно не
проверяет, сетует Татьяна Голикова.
Работа министерства в этом направлении, по ее
словам, пока результатов не дает. Механизмы контроля над эффективным
использованием средств, вносимых в уставные капиталы акционерных обществ,
прорабатываются, сказала помощник министра Елена Лашкина. Предложения
Минэкономразвития, касающиеся возможных механизмов контроля, были в целом
одобрены, в том числе, Счетной палатой, указала она, а план необходимых мероприятий
будет представлен на утверждение в правительство.
Резервы есть, но не хватает решимости
Сокращение неэффективных расходов на 5% ежегодно, которое анонсировал президент
Владимир Путин в послании Федеральному собранию, абсолютно реальная задача, но
пока Минфину не всегда удается даже избежать увеличения финансирования тем
распорядителям, которые расходуют средства нерезультативно, говорит Татьяна
Голикова. В следующем году действия Счетной палаты, в случае неисполнения ее
представлений, могут ужесточиться вплоть до блокировки финансирования того или
иного министерства или бюджетного учреждения, обещает Татьяна Голикова.
Соответствующие поправки в закон о Счетной палате поддержаны Госдумой, и теперь
представления аудиторов не могут не исполняться бесконечно: возможно лишь
однократное продление, после чего следует предписание – «более жесткий документ».
Если оно не будет исполнено, то Счетная палата вправе инициировать в Госдуме
остановку финансирования того или иного распорядителя бюджетных средств. «Это
первый шаг, который мы намерены сделать с 2015 года», – предупредила глава Счетной
Палаты Голикова.