КамАЗ как индикатор стагнации российской экономики
29.11.2014, 20:49С 24 ноября ОАО «КамАЗ» перешло в режим 4-дневной рабочей недели. Это крайне тревожный знак для российской экономики.
Динамика объемов производства тяжелой грузовой техники – довольно чувствительный индикатор.
Рынок грузовиков очень зависим от инвестиций: для роста необходимы крупные проекты, большие стройки, уверенность инвесторов в завтрашнем дне.
Так выглядит производство грузовых автомобилей в России в динамике, с 2000 по 2013 гг.:
Как видим, кризис 2008-2009 гг. обвалил рынок настолько, что производители не могут вернуться к прежним объемам и по сей день. Между тем, первые тревожные звонки, предвещающие очередной спад, уже раздались.
По данным «АСМ-Холдинга», производство грузовых автомобилей в первой половине 2014 года в России снизилось на 21% – до 73 тыс. машин. Иномарки обрушились на 31%, отечественные – на 19,4%.
По данным «Автостата», продажи новых грузовиков в РФ в январе-октябре 2014 г. сократились на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013, в октябре 2014 г. продано на 26,7% меньше, чем год назад. Причин, объясняющих такое падение, несколько.
Основные: мировые кризисные явления, политика ЦБ РФ, приведшая к аномальной демонетизации российской экономики, и собственно санкции, вызвавшие отток капитала из страны.
КамАЗ занимает первое место в России среди производителей тяжелых грузовых автомобилей. В октябре 2014 г. компания лидировала по продажам: более 2 тыс. автомобилей – но это на 24,7% меньше, чем в октябре 2013 г.
Теперь пресс-служба ОАО «КамАЗ» сообщает:
В связи с нестабильной ситуацией на рынке тяжёлых грузовиков и для недопущения затоваривания складов готовой продукции, 26 и 27 ноября объявлены на «КАМАЗе» днями простоя с оплатой в размере двух третей средней заработной платы. Также, в соответствии с приказом о четырёхдневной рабочей неделе, 28 ноября будет нерабочим днём. Приказ подписан сроком на полгода с возможностью пересмотра каждый месяц.
Представители компании уверяют, что предприятие вернется к 5-дневной рабочей неделе, если получит заказ, требующий ускорения темпов производства. Будем надеяться, но прогнозы неутешительные.
Максим Волков