Главная › Экономика › Крымский бизнес Алекперова продан инкогнито
Крымский бизнес Алекперова продан инкогнито
28.06.2014, 19:48
По просьбе крымских властей азербайджанский олигарх, президент компании «Лукойл» Вагит Алекперов отдал (продал) местному предпринимателю весь свой бизнес на полуострове.
Об этом В.Алекперов заявил в интервью «Ведомостям».
«К нам обратилось руководство Крыма — премьер Аксенов — с просьбой продать заправки крымским операторам для развития малого и среднего бизнеса. И мы это сделали. Называть покупателя не стану — он один. Вся наша сеть была продана после обращения руководства Крыма», - сказал он.
«Мы переживаем за ту ситуацию, которая происходит сегодня в Украине. Для нас очень важна стабильность в Украине, чтобы бизнес развивался. У «Лукойла» на Украине работает около 5000 человек. – заявил Алекперов о ситуации на Украине. — У нас там есть розничный бизнес — около 250 АЗС и нефтехимический комплекс «Карпатнефтехим», который сегодня остановлен. Причины этой остановки — экономическая ситуация (мы вели переговоры с властями о поддержании рентабельности предприятия) и безопасность, ведь там применяется большое количество хлора».
Президент одной из крупнейших российских нефтекомпаний также рассказал о пагубном влиянии санкций со стороны США и ЕС на российскую экономику.
«Когда мы говорим о рецессии, надо понимать, в связи с чем она сложилась. Последние годы мы демонстрировали достаточно активный темп роста добычи нефти, что, как правило, и сказывалось на общих результатах роста промышленных показателей страны.
Но сейчас добыча нефти переходит в стадию стабилизации, а конъюнктура рынка для металлов и угля не самая лучшая. И для алюминщиков не самый благоприятный период. Это объективные причины, которые складываются в российской промышленности. Чтобы ситуация изменилась, должна измениться конъюнктура рынка — объективный фактор, но и должна быть создана гибкая налоговая система, которая ориентирована на конечный результат, а не на налоги с оборота, как у нас сейчас. Ведь экспортная пошлина, акцизы, НДПИ, НДС — все это налоги с оборота.
И так не только в нефтегазовой промышленности, а и в других отраслях. В любом случае санкции отразились на всех компаниях: всем, как правило, на одну ступень понизили рейтинги, в том числе и «Лукойлу», и «Газпрому», и «Роснефти». Это в любом случае отражается на капитализации компании и на ее возможностях доступа к финансовым рынкам. Кто-то может говорить «не отразилось, не отразилось», но санкции все равно отражаются на всех!
Мы, как вы знаете, перенесли размещение евробондов с весны на осень, так как банки-организаторы рекомендовали вернуться к этому вопросу осенью: может быть, будет изменен рейтинг и станут доступнее более дешевые и длинные деньги. Что касается текущей деятельности, не считая финансовой, то мы не испытываем на себе никакого давления. Компания работает в 26 странах Европы, у нас пять мощных подразделений в странах Евросоюза, в том числе четыре крупных завода, а в Америке стабильно работает розничная сеть. В сегменте производства мы не заметили никакого изменения отношения — ни со стороны населения, ни со стороны властей стран, где мы присутствуем», - сказал олигарх.
Нефтяной магнат также скептически относится к политическим заявлениям об отказе России от доллара и переходе на рубли.
«Мы уже настолько интегрированы в мировую экономику (я не говорю «Восток, Запад»), в мировой финансовый рынок. Мы интегрированы. Поэтому сегодня переход на рубли… Понимаете, для этого должны быть созданы инструменты: инструменты хеджирования, доступа дешевых торговых денег, чтобы эффективно продать товар не на скважине, а конечному покупателю. Сегодня все торговые организации имеют доступ к колоссальным и очень дешевым средствам, потому что период кредитования короткий — 30-40 дней.
Созданы ли такие институты у нас здесь? Нет. И мы все равно привязаны к Лондонской бирже — к глобальной котировке цены нефти. Есть два сорта, которые имеют глобальную котировку, на которую все ориентируются — и мы тоже. Поэтому сегодня декларировать переход на рубль нельзя. Я считаю, к этому надо подготовиться», - сказал он.
Комментируя последние газовые соглашения и в целом крен России в сторону Китая, Вагит Алекперов отметил, что этот шаг необходимо было предпринять раньше и что нельзя ограничиваться одним европейским рынком.
«Я всегда говорил, что нам необходимо формировать новые рынки, что мы не можем замыкаться только на европейском рынке. Это так называемое наследие Советского Союза. Почему? Все провинции нефтедобычи у нас тогда располагались, как правило, до Уральских гор — Урал, Поволжье, Азербайджан, Северный Кавказ. А все коммуникации и нефтеперерабатывающие мощности исторически создавались в центрах нефтедобычи.
Поэтому первые газо- и нефтепроводы формировались в европейской части страны. И Западная Сибирь также подключилась к этим нефтепроводам: потому что европейский рынок был ближе, экономически на него было выгодно продавать и географически. Но сегодня начали развиваться новые провинции — Восточная Сибирь, Дальний Восток, поэтому необходимо строить нефтепроводы и газопроводы, ориентированные на эти рынки. Это даст возможность разрабатывать уникальные месторождения Восточной Сибири и сделать перемычку между системами — сделать гибкой систему нефте- и газопроводов России», - сказал Алекперов.
В заключение Вагит Алекперов рассказал и о дальнейших планах своей компании по завоеванию новых месторождений и рынков сбыта.
«Мы детально смотрим Западную Африку. Мы входим там в новые проекты, потому что считаем, что это одна из самых перспективных провинций. Очень перспективной считаем Мексику. «Лукойл» уже открыл офис в Мехико. Мы находимся в диалоге с мексиканской государственной компанией Pemex. И внимательно наблюдаем за процессами, связанными с изменениями конституции и законов, что позволит иностранным инвесторам стать активными участниками развития нефтяной промышленности Мексики.
Мы все-таки думаем, что в ближайшие год-два откроются возможности по Ирану, где раньше мы работали на месторождении Анаран. Я уже неоднократно встречался с министром нефти Ирана, с руководителями государственной компании страны, был представлен президенту Ирана. Поэтому мы надеемся, что после открытия Ирана у нас будет шанс войти в новый проект или вернуться в прежний, в Анаран, который мы открыли вместе с компанией Statoil. Все огромные страны, с гигантскими запасами и уникальными возможностями», - отметил он.