ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Акционеры ЮКОСа продолжат отстаивать свои интересы в судах

Акционеры ЮКОСа продолжат отстаивать свои интересы в судах

14.02.2014, 13:07

Освобожденный из тюрьмы Михаил Ходорковский исключил для себя любые попытки вернуть состояние, делавшее его богатейшим в России человеком, но в этом году ожидается финал двух судебных тяжб по многомиллиардным жалобам, связанным с его разгромленной компанией ЮКОС, передает Reuters.

Агентство напоминает, что помилованный президентом Путиным в декабре после 10 лет в тюрьме по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве 50-летний Ходорковский вышел из игры, однако бывшие менеджеры и акционеры ЮКОСа бьются за компенсацию от российских властей.

ЮКОС, когда-то стоивший $40 миллиардов и добывавший два процента мировой нефти, был обанкрочен и национализирован после ареста Ходорковского в 2003 году. Большая часть активов компании сейчас принадлежат государственному нефтяному гиганту Роснефти. Решения по двум искам - от бывших менеджеров ЮКОСа в Европейском суде по правам человека в Страсбурге и от акционеров ЮКОСа в Международном арбитражном суде в Гааге - могут быть вынесены в этом году, сообщают участники процессов.

После внезапного освобождения Ходорковского истцы дали понять, что хотят приложить все усилия к отстаиванию своих интересов в судах. Соратники Ходорковского говорят, что заключение в тюрьму и последовавший за этим разгром бизнес-империи были вызваны его финансированием оппонентов Путина и публичными обвинениями властей в коррупции. Кремль отрицает такую подоплёку ареста.

"Когда я приехал в Россию, она выглядела как страна, движущаяся в верном направлении", - говорит бывший финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор. Выходец из Огайо продолжает добиваться компенсации через девять лет после того, как вернулся на родину. "Мы всё делали правильно. Но потом господин Путин превратился в деспота и похитил компанию. С тех пор Россия перестала быть прежней", - сказал Мизамор в интервью.

Во время решающей битвы за власть на первом президентском сроке Путина Ходорковский был арестован: осенью 2003-го вооруженные люди взяли его под стражу на аэродроме в Сибири. Суд признал магната виновным в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.

Заключение Ходорковского в тюрьму многими было воспринято как предупреждение крупным российским бизнесменам держаться подальше от политики и возвестило начало новой эры кремлевского капитализма, в которую процветали союзники Путина. Бывший помощник президента Игорь Сечин сейчас управляет Роснефтью, ставшей благодаря наследству ЮКОСа одной из крупнейших нефтяных компаний мира.

С момента помилования Ходорковского и выхода на свободу его делового партнера Платона Лебедева в январе российские власти дали понять, что акт милосердия не скажется на юридическом противостоянии вокруг разгрома ЮКОСа. Путин не высказывался на эти темы с тех пор, как в декабре помиловал Ходорковского. Однажды во время телевизионного эфира он объяснил заключение Ходорковского под стражей, адресовав ему цитату "Вор должен сидеть в тюрьме".

На этом фоне представитель акционеров ЮКОСа Клэр Дэвидсон говорит: "Тяжба продолжится от лица всех акционеров. Освобождение Ходорковского ничего не меняет".

Юристы и наблюдатели оценивают шансы истцов на полную победу как незначительные после того, как в 2011 году ЕСПЧ вынес по делу Ходорковского промежуточное решение, которое отчасти сыграло на руку российским властям. "Всё закончится компромиссом", - сказал научный директор неправительственного Германо-российского форума Александр Рар, выразив точку зрения, которую разделяют несколько независимых юристов, высказавшиеся анонимно, так как вердикт ещё не вынесен. "Ходорковский и Лебедев вышли. Европейский суд по правам человека примет политическое решение. Россию не станут привязывать к позорному столбу", - добавил Рар, один из участников драмы с помилованием и отправкой Ходорковского за границу, встречавший освобождённого у трапа самолета в Берлине.

На вопрос о возможных последствиях решения пресс-служба ЕСПЧ отвечать отказалась и не смогла назвать время, которое понадобится для возможного решения об удовлетворении иска или компенсации.

ЮКОС - владение которым на какое-то время сделало Ходорковского самым богатым на планете среди тех, кому не стукнуло 40 - впервые обратился в Европейский суд в 2004 году. Нефтяная компания обвиняла Россию в необоснованном начислении гигантской налоговой недоимки задним числом, последовавшем неправомерном банкротстве и разворовывании активов с помощью притворных аукционов. Изначальный $100-миллиардный иск был снижен до суммы, которая не разглашается, но, по словам Мизамора, по-прежнему составляет "много миллиардов".

Москва возражала, что захват ЮКОСа был адекватен размерам его долга по неуплаченным налогам. В своем решении от 2011 года Европейский суд назвал налоговые иски против ЮКОСа законными, но решил, что они спровоцировали нарушения права на собственность. Он признал, что ЮКОСа вправе добиваться удовлетворения своих требований. Истцы ЮКОСа ждут вердикта по этому делу.

Тем временем зарегистрированная на Гибралтаре Group Menatep, через которую Ходорковский контролировал ЮКОС и которая сейчас существует как холдинг GML, пытается взыскать по арбитражному иску больше $100 миллиардов. Она обвиняет российский режим в экспроприации ЮКОСа без компенсации, подав самый крупный коммерческий иск в истории.

На вопрос, будет ли Россия исполнять решение ЕСПЧ, если оно коснется финансовых обязательств, российское министерство юстиции ответило, что комментировать этот вопрос до решения суда было бы неуместно. Минфин не ответил на вопрос о том, как Москва может отреагировать на решение против неё в Гааге.

Reuters подчеркивает, что ЮКОС добился благосклонности американских инвесторов, когда Ходорковский стал стремиться к прозрачности бизнеса, поднимать производительность и выплачивать дивиденды. Инвестор, который купил акции ЮКОСа после кризиса 1998 года, теоретически мог бы получить до 1000 процентов прибыли.

И естественно, что десятки тысяч американских акционеров, которые потеряли свои деньги, добиваются возвращения $12 миллиардов, опираясь на помощь Госдепартамента США. Судебная тяжба не дала бы возможности вернуть средства, поскольку у Москвы и Вашингтона нет соглашения, касающегося защиты инвесторов. Госдеп поднимал вопрос о претензиях инвесторов на уровне вице-премьера.

"Россия пытается привлечь иностранные инвестиции, и есть возрастающее давление со стороны американского Конгресса и американской администрации с целью защитить американских акционеров ЮКОСа, так что там должно быть какое-то движение в 2014 году", - говорит Марни Чик, партнер в юридической фирме Covington & Burling, которая представляет некоторых американских инвесторов ЮКОСа.

Reuters отмечает, что после того как Ходорковский оказался в тюрьме, он лишился контрольного пакета в Менатепе, которому принадлежало от 60 до 70 процентов ЮКОСа и который перешел к его партнеру Леониду Невзлину - эмигрировавшему в Израиль, чтобы избежать преследования в России. Утверждая, что у него достаточно денег, чтобы не работать, Ходорковский после своего освобождения сказал, что не будет добиваться возвращения своего бизнеса. Было ли это условием его освобождения, остаётся неясным.

Пресс-секретарь Ходорковского не стал вдаваться в детали его заявления, которое бывший бизнесмен сделал сразу после стремительного переезда из седьмой исправительной колонии у Полярного круга в роскошный берлинский отель Adlon.

Невзлин говорит, что Ходорковский не высказал заинтересованности в ЮКОСе, когда они встретились в Израиле. В интервью телеканалу "Дождь" 10 января Невзлин сказал, что с Ходорковским было невозможно обсуждать бизнес. Незвзлин говорил, что будет продолжать представлять GML в интересах основных акционеров. Невзлин не был доступен для комментариев Рейтер. Если Ходорковский не потребует денег ЮКОСа, в основе его нынешнего состояния будут те деньги, которые он заработал до ареста.

"Можете быть уверены: мы не говорим о многих миллиардах долларов; мы говорим, возможно, о сотнях миллионов", - утверждает на условиях анонимности человек, который работал с Ходорковским в прошлом. Бывший бизнесмен говорил, что не может вернуться в Россию, поскольку нет гарантий, что он сможет выехать за границу снова. Решение российского суда, согласно которому Ходорковский и Лебедев должны компенсировать $500 миллионов (17 миллиардов рублей) неуплаченных налогов остается в силе.

Accelerated with Web Optimizer