Рынок мяса: золотые годы остались в прошлом?
22.10.2013, 11:06
Темпы рост индустрии производства мяса в России замедляются – прогнозирует сегодня множество профильных экспертов. Причин для этого много: и перенасыщенность рынка мяса птицы, и быстрое распространение Африканской чумы свиней (АЧС), и вступление России ВТО. В результате, если раньше темпы роста мясной индустрии равнялись 15-20%, то теперь Министерство экономического развития прогнозирует рост в среднем в 17% за период с 2012-2016 годы, со среднегодовым значением роста в 4.3%.
Статистика
Россия в январе-августе увеличила производство мяса птицы (в обрабатывающем секторе промышленности) на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 2,3 миллиона тонн, говорится в материалах Росстата.
Производство других видов мяса за семь месяцев выросло на 27,6%, составив 1,1 миллиона тонн. Выпуск мясорастительных консервов увеличился на 9,2% - до 412 миллиона условных банок, а производство колбасных изделий, наоборот, снизилось - на 4%, до одного миллиона тонн.
Последние 4 года выпуск мяса в России неизменно рос. По данным экспертов торговой системы АГРОРУ.ком, в 2012 году прирост производства в натуральном выражении к 2011 году составил 12,4%, к 2009 году - 35%. Такая стабильность объясняется устойчивой положительной динамикой производства мяса птицы и свинины.
При этом производство мяса крупного рогатого скота и баранины продолжает сокращаться.
Вместе с тем согласно прогнозу Минэкономразвития на 2014-2016 годы Россия может увеличить производство мяса в 2016 году до 9,2-9,6 миллиона тонн с 8,1 миллиона тонн в 2012 году. В 2013 году показатель может достигнуть 8,5-8,6 миллиона тонн.
Импорт мяса в 2013 году ожидается на уровне 2,3-2,6 миллиона тонн против 2,5 миллиона тонн в 2012 году, в 2016 году - на уровне 2,2-2,5 миллиона тонн.
Как отмечает МЭР, негативные тенденции, связанные с эпизоотическими рисками, в частности, продолжающимся распространением АЧС, ящуром, недостатком мощностей по убою и первичной переработке мяса, переизбытком предложения на отдельные виды мяса, приводят к снижению рентабельности отраслей, наращиванию долгового бремени, возникновению дополнительных барьеров при реализации продукции за границу, снижению инвестиционной активности.
В 2014-2015 годы, по оценкам экспертов, свиноводство еще продолжит движение вперед по инерции, но из-за существующих в отрасли проблем в дальнейшем начнет стагнировать. Стабилизация темпов роста производства свинины в долгосрочной перспективе находится в прямой зависимости от господдержки свиноводства до 2016 года.
Производство свиней на убой (в живом весе) к 2016 году вырастет на 15,4% по сравнению с 2012 годом, птицы - на 27,5%. Доля импорта свинины в ресурсах (с учетом переходящих запасов) в 2016 году составит 20% против 25,8% в 2012 году, птицы - 8% против 12,7%. Рост производства крупного рогатого скота на убой к 2016 году вырастет на 4,5% к 2012 году.
АЧС
В 2013 году очередная волна АЧС захлестнула Россию. Под ударом оказались свиноводческие предприятия всех видов и форм собственности.
Согласно статистике, представленной Россельхознадзором. Всего за 2013 год зарегистрировано 76 вспышек АЧС в 12 регионах России, ущерб составил более 30 млрд. рублей.
При этом для бизнеса важнее всего не столько сами вспышки, сколько экономический эффект, который они производят. По мнению сельскохозяйственных аналитиков сегодня в России инвестиционная привлекательность свиноводства без АЧС могла бы быть на 30-40% выше, чем сейчас. В результате деньги зарубежных инвесторов не уходили бы в свиноводческие проекты в соседней Украине.
В тоже время в среднем свиноводческая фирма должна тратить порядка 15% прибыли на борьбу с АЧС.
С учетом того, что после вступления в ВТО и снижения цен на мясо прибыльность производителей существенно снизилась, расходы на профилактику АЧС ложатся на производителей тяжким бременем.
В пострадавших от чумы регионах вводится карантин сроком до полугода, при этом под запрет на вывоз попадают не только свинина, но другие сельскохозяйственные продукты.
Ситуация складывается таким образом, что регионы, свободные от данной заразы, с целью защитить себя от попадания вируса могут запретить ввоз свиней из благополучных районов Белгородской области, с предприятий высшей биологической защиты и т.д., что приведет к колоссальному ущербу экономики России в целом.
Перспективы борьбы с АЧС во многом непонятны. Россельхознадзор недавно объявил о том, что начал работу над вакциной, которая должна искоренить это заболевание. Однако в странах Европы над разработкой этого препарата работают лучшие эксперты вот уже в течение 15 лет. Таким образом, тот факт, что вакцина будет разработана нашими специалистами в ближайшие годы, вызывает серьезное сомнение.
Подавить вирус без вакцины тоже не представляется возможным. Когда-то это получилось у европейских ветеринарных служб, однако в том случае речь шла о Сардинии, которая является островом. Таким образом, на пути у вируса была естественная водная преграда, которую ему преодолеть не удалось. В случае с Россией у вируса сегодня нет никаких преград. Суммируя вышесказанное можно прийти к выводу, что АЧС вряд ли будет побеждена в обозримом будущем.
Корма
Производство мяса очень тесно привязано к кормовой базе. Сегодня, к примеру, себестоимость одного килограмм свинины примерно на 70% определяется стоимостью кормов. В такой ситуации очень важно состояние урожая, которое в России колеблется от года к году. От урожая зависит стоимость зерновых и, соответственно, кормов на рынке. В такой ситуации, России необходимо снижать использование зерна в кормах, за счет увеличения запасов кукурузы, к чему призвал недавно министр сельского хозяйства страны Николай Федоров.
"Никита Сергеевич Хрущев был прав, - сказал Федоров. - Не надо, конечно, всю страну засевать кукурузой, но это куда более урожайнее и полезнее и повышает продуктивность мясного и молочного животноводства".
По мнению министра, делать ставку на кукурузу надо в связи с сокращением сева озимых на 20 процентов.
Согласно прогнозам Минсельхоза, в этом году будет засеяно 13 миллионов гектаров озимых вместо запланированных 16. Сев озимых в 2013 году оказался худшим в РФ за последнее десятилетие - сложившуюся ситуацию связывают с продолжительными сильными дождями.
Вместе с тем, российская животноводческая индустрия в последние годы теряет миллиарды из-за чрезмерной зависимости от импорта кормовых ресурсов из-за границы. По данным Soya News Info, согласно существующей статистике, 70% белка сегодня мы импортируем, из-за чего развитие отечественного животноводства во многом зависит от капризов мировых цен.
Расширить ареал посевов сои нам мешают известные агроклиматические факторы, а промышленное возделывание ГМ-культур до последнего времени пока что вне закона.
Заводы по производству муки животного происхождения в стране пока не достроены, а о самообеспечении страны рыбной мукой не следует и заикаться. Иные активисты тем временем пытаются решить проблему нехватки собственного кормового белка путем внедрения незаслуженно забытого люпина. Но, как показывает практика, инвесторы на такие проекты раскошеливаться не спешат.
Импортозависимость России по кормовым витаминам и аминокислотам еще глубже. Страна давно растеряла свои советские микробиологические производства. И если в отношении аминокислот реализуемые сегодня громкие проекты по глубокой переработке зерна (преимущественно в Белгороде и Волгодонске) зажгли свет в конце тоннеля, то витаминные производства в стране вряд ли появятся. Они так дороги и неблагоприятны с точки зрения экологии, что весь мир предпочитает закупать их в Китае.
В целом же отсутствие необходимой сырьевой базы заставляет отечественных комбикормщиков ежегодно раскошеливаться на 2,5 млрд. долл. Кроме того, импортные компоненты надо провозить через границу и регистрировать. Однако высокие административные барьеры в этих вопросах, по оценке участников рынка, приводят к удорожанию сырья, например, для производства премиксов, на 30-40%, а то и в 2 раза.
ВТО
Вместе с тем, первый год членства в ВТО позволяет делать определенные выводы. В частности, следует констатировать, что если Россельхознадзор сейчас снимет все те многочисленные ограничения, которые он ввел за последние полтора года на импорт мяса, то отечественную индустрию ждет коллапс.
Однако тот факт, что этого не произошло до сих пор, позволяет говорить о том, что этого и не произойдет.
На самом деле со вступлением в ВТО Россия обрезала каналы поставок всем ключевым экспортерам. Канаде, США и некоторым странам Южной Америки по рактопамину (удивительно, что после десяти лет поставок мяса с данной добавкой Россия подняла этот вопрос, причем столь радикально, как раз после вступления в ВТО), из Европы – из-за вируса Шмалленберга, из Бразилии – отменив квоты на импорт из развивающихся стран.
Таким образом, перекрыто оказалось абсолютно все – к примеру, импорт говядины из США за первое полугодие 2013 года снизился в 1000 раз – с 20 тыс. тонн до 20 тонн.
Таким образом, следует признать, что в России не случилось тех негативных последствий от вступления в ВТО, которые прогнозировались многими рыночными аналитиками. Более того, некоторая “встряска”, которую получили производители в виде некоторого снижения цен – в первую очередь на свинину – научила их работать в более тяжелых рыночных условиях, поджать пояса и провести модернизацию.
В результате российская мясная отрасль совершила небольшой скачок эффективности.
В такой ситуации можно сделать вывод, что хоть индустрия и снижает показатели роста, но указанный рост будет стабильным и долгосрочным. Наиболее перспективным будет развитие относительно новых видов животноводства – в частности производства мяса индейки, утки и так далее.
Параллельно эксперты отмечают, что потребление мяса в России еще не достигло своего потолка – несмотря на рост показателей, россияне все еще съедают меньше мяса, чем жители большинства стран Европы, поэтому на этом поприще нам еще определенно есть к чему стремиться.
Эксперты торговой системы АГРОРУ.ком