Толоконникова: воспитательная работа продолжится
27.04.2013, 14:05
За последние полтора года в России набрал ощутимые обороты так называемый электоральный туризм, когда множество гражданских активистов и общественных деятелей становятся наблюдателями на выборах различного уровня. Теперь на российских просторах зарождается новое явление - "пенитенциарный туризм".
Одновременно более ста московских активистов и десятки журналистов в течение нескольких дней воочию наблюдали за перипетиями судебных процессов с участием оппозиционера Алексея Навального в Кировской области и Надежды Толоконниковой из Pussy Riot - в Республике Мордовия.
Местом действия слушаний по условно-досрочному освобождению участницы панк-группы, которая отбывает свой двухлетний срок в исправительной колонии №14, был районный суд Зубовой Поляны - маленького поселка, расположенного в 220 км от Саранска, столицы Мордовии.
Гостиничных номеров на всех приезжих не хватало не только в самой Зубовой Поляне, но и в соседних поселках. В одном из отелей Умета, известного как поселок со множеством придорожных кафе и домов отдыха для дальнобойщиков, съемочной группе Би-би-си заявили, что забронированные заранее номера уже сдали другим посетителям, поскольку "было много желающих".
Комплекс исправительных учреждений Зубово-Полянского района Мордовии, ранее известный как Дубравлаг (Дубравное лагерное управление), насчитывает 15 тюрем и колоний, рассказывает местный водитель Александр. В 60-80-х годах прошлого столетия в Дубравлаг входили колонии для осужденных по "политическим" статьям.
Сейчас в Зубовой Поляне и ее окрестностях смело рассуждают о перспективах этапированной в мордовскую колонию участницы коллектива, который устроил акцию в храме Христа Спасителя. Многие не стесняются резких и даже грубых выражений в адрес Толоконниковой.
"Ну что, оставили ее в тюрьме? - спрашивают меня продавщицы в магазине по соседству с районным судом во время перерыва в заседании. - Надо, чтобы дольше она сидела. А еще лучше - пусть убирает здесь улицы. Нечего по храмам плясать".
Жители Зубовой Поляны о Толоконниковой
Жители поселка Зубова Поляна говорят об участнице Pussy Riot Надежде Толоконниковой, отбывающей срок в республике Мордовия.
21 февраля 2012 года участницы коллектива Pussy Riot устроили акцию, известную как "панк-молебен", когда пять девушек в балаклавах исполнили на амвоне храма песню "Богородица, Путина прогони!".
Екатерина Самуцевич была выпущена на свободу в октябре после рассмотрения кассационной жалобы, а ее срок был заменен на условный. Еще одна участница коллектива Мария Алехина, которая отбывает свой срок в Березниках Пермской области, в апреле подала прошение о досрочном освобождении. Суд уже дважды отказал Алехиной в отсрочке наказания.
Выговор и лечение
Уже за два часа до начала заседания по ходатайству Толоконниковой у здания суда Зубовой Поляны начали собираться журналисты. Маленький зал, в котором проходило заседание, с трудом вместил всех желающих присутствовать на процессе. При этом следует отметить редкий в российской судебной практике случай, когда операторам разрешили снимать заседание целиком.
Муж Толоконниковой Петр Верзилов, активист арт-группы "Война", заявил перед судом, что надеется на чудо. Сама осужденная, появившись в суде еще раз заявила, что не собирается признавать свою вину, несмотря на то, что это могло бы увеличить ее шансы на освобождение.
"Я провела достаточно времени в колонии, и, думаю, уже хватит, - говорит Толоконникова. - Признавать свою вину я не буду. Отсутствие такого признания не может быть поводом для отказа в УДО".
По словам осужденной, она так и не поняла, за что получила два взыскания, которые значительно уменьшают шансы осужденной выйти из колонии досрочно. Одно из взысканий было вынесено Толоконниковой во время ее заключения в СИЗО, а другое – уже после перевода в колонию.
"Постановление может быть опротестовано в течение 10 суток"
Лидия Яковлева, судья
Администрация колонии объявила заключенной выговор, за то что она не поздоровалась с сотрудником лечебно-исправительного учреждения, в которое Толоконникова была госпитализирована в январе для обследования по поводу головных болей.
Участница Pussy Riot утверждает, что из-за сильной головной боли не могла постоянно следить за обстановкой вокруг себя, но когда сотрудник ЛИУ-21 сделал ей замечание, она извинилась и поздоровалась с ним.
Применение УДО, как заявили на заседании в пятницу адвокаты Толоконниковой, связано также с состоянием здоровья их подзащитной, поскольку из-за отсутствия оборудования в близлежащих меджицинских учреждениях, по их словам, эффективное лечение невозможно.
Впрочем, представители администрации колонии, участвовавшие в слушаниях, были не согласны с тем, что в Мордовии нет необходимых лечебных учреждений.
Конкурсы и литература
Адвокаты Толоконниковой Ирина Хрунова и Дмитрий Динзе попросили также судью признать незаконным мартовское решение администрации ИК-14 о постановке осужденной на оперативный учет, поскольку по закону такие меры принимаются в отношении заключенных, склонных к правонарушениям и находящимся на плохом счету.
13 марта комиссия по оценке поведения осужденных колонии в поселке Парца отказалась поддержать ходатайство об условно-досрочном освобождении Толоконниковой из-за имевших, по данным комиссии, место нарушений режима и нежелания раскаяться в содеянном.
В районном суде Зубовой Поляны представители колонии придерживались той же точки зрения, укоряя Толоконникову среди прочего в том, что она не числится в библиотеке исправительного учреждения и не участвовала в воспитательных мероприятиях, таких как конкурс красоты "Мисс Очарование" и конкурс песни "Калина красная".
Толоконникова говорит в свое оправдание, что принимает участие в интеллектуальных мероприятиях, которые проводятся в ее отряде, а всю интересующую ее литературу получает от родных.
Среди книг, которые она прочитала в заключении, - работы словенского культуролога и философа Славоя Жижека, немецкого христианского богослова Мартина Лютера, философа и борца за независимость Индии Махатмы Ганди. Кроме того, Толоконникова рассказала, что читает Библию.
Однако на характеристиках осужденной, представленных в суде администрацией колонии, начитанность Толоконниковой, обучавшейся на философском факультете МГУ, не отразилась. Общий лейтмотив зачитанного судьей: Толоконникова решительна, редко раскаивается и думает лишь о себе.
Затянувшийся процесс
Спустя семь часов с момента начала заседания многим присутствующим казалось, что решение судьи Зубово-Полянского райсуда Лидии Яковлевой так и не будет оглашено, и заседание перенесут на другую дату.
"Решение сегодня, скорее всего, принято не будет. На анализ большого количества новых материалов судье может потребоваться какое-то время", - сказал корреспонденту Би-би-си в одном из коротких перерывов адвокат Динзе.
Однако сразу после выступления сотрудника прокуратуры, который, как и представитель колонии, попросил отказать Толоконниковой в УДО, судья стремительно удалилась в совещательную комнату.
Сторона защиты словно опешила, пытаясь остановить Яковлеву с требованием предоставить им возможность опросить свидетеля, сделать заявленные ходатайства, до которых не дошло дело, или хотя бы предоставить последнее слово Надежде Толоконниковой.
Адвокат Хрунова заявила, что столкнулась с таким поведением судьи впервые за 15 лет практики, и вне зависимости от вынесенного судьей постановления решение будет опротестовано из-за нарушения регламента.
Однако представитель судебных органов Мордовии заявила Би-би-си, что при рассмотрении дел по УДО последнее слово осужденным не предоставляется.
На то, чтобы вынести решение, судье понадобилось почти два часа, на протяжении которых в зале появлялись различные версии относительно того, почему Лидия Яковлева так долго решает дальнейшую судьбу Толоконниковой.
"Она там одна, сама с собой что ли совещается? Может, в Кремль звонит, или ей звонят", - высказывает предположение отец осужденной Андрей Толоконников.
Дорога в Парцу
Момент истины все же настал - судья вернулась и объявила, что Зубово-Полянский районный суд Мордовии решил отказать Надежде Толоконниковой в условно-досрочном освобождении.
"Постановление может быть опротестовано в течение 10 суток", - завершила свою речь Яковлева.
В числе причин, не позволяющих выпустить Толоконникову из колонии, - и наличие двух взысканий, и замечания со стороны администрации исправительного учреждения.
По словам Ирины Хруновой, адвокаты Толоконниковой и администрация колонии находились в неравных условиях по многим позициям. Кроме того, она заявила о давлении со стороны администрации на Толоконникову с тем, чтобы выпустить ее по УДО.
Активисты встретили решение суда возгласами "Позор!" и "Спите спокойно, товарищ судья!", а Толоконникову быстро увели в автозак, который отправился в поселок Парца.
Если решение районного суда останется в силе, участница панк-группы Pussy Riot выйдет на свободу 4 марта следующего года, и у нее еще будут возможности принять участие в воспитательных мероприятиях, за которые столь отчаянно ратуют представители исправительной колонии №14.