Железные дороги: новые меры обеспечения безопасности
02.04.2013, 12:03
С 1 апреля на ряде российских железнодорожных вокзалов в тестовом режиме начали действовать досмотровые зоны для пассажиров. Это – одна из мер, предусмотренных Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет о выборочном досмотре, а не о тотальном. То есть для большинства законопослушных пассажиров с появлением тестовых зон ситуация не изменится, - пояснили в пресс-службе Минтранса.
К выборочному досмотру будут приглашаться только те лица, которые в силу различных причин вызывают подозрения. В принципе конечная цель всех решений, реализуемых по Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте - создать надежную систему защиты, которая при этом будет необременительна для граждан и не окажет существенного влияния на пассажиропоток.
Нововведение касается следующих вокзалов: Ленинградский (Москва), Московский (Санкт-Петербург), Тверь, Курский (Москва), Нижний Новгород, Владимир, Финляндский (Санкт-Петербург), Выборг, Анапа, Адлер, Владикавказ, Кисловодск, Краснодар, Лазаревская, Минеральные Воды, Махачкала, Новороссийск, Нальчик, Пятигорск, Прохладная, Ростов-главный, Сочи, Ставрополь, Туапсе, Дербент, Кизляр, Астрахань, Волгоград, Владивосток, Казань, Воронеж, Самара.
При этом на ряде вокзалов появление досмотровых зон по сути нововведением не является – они, например, уже давно функционируют на вокзалах, принимающих поезда высокоскоростного сообщения («Сапсаны»).
Каких-либо существенных нареканий от пассажиров за время работы досмотровых зон не поступало, зато, как отмечают правоохранители, увеличилось количество обнаруживаемых перед входом в досмотровые зоны запрещенных к перевозке предметов и веществ (в частности, оружия и наркотиков).
Злоумышленники просто «сбрасывают» их, понимая, что иначе на поезд не попасть.
Как подчеркивают в Минтрансе РФ, оснащение вокзалов досмотровой техникой - лишь одна из мер, предусмотренных Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте.
В целом для повышения уровня защищенности железнодорожного транспорта разработан целый комплекс мероприятий. Например, вокзалы сейчас подключаются к интеллектуально-интегрированной комплексной системе безопасности (ИИКСБ).
Возможности данной системы позволяют дистанционно контролировать ситуацию и в случае необходимости подключить необходимые силы реагирования. Система едина: из ситуационного центра в Москве можно в любой момент увидеть, что происходит в зале ожидания или на перроне вокзала, скажем, Новосибирска. Разработаны и системы защиты самого железнодорожного полотна, в первую очередь тех участков, где проходит высокоскоростное сообщение. Эти системы незаметны для пассажиров, однако позволяют моментально реагировать на появление на железнодорожном полотне посторонних людей или предметов.
В частности, для повышения уровня защищенности Октябрьской железной дороги применены специально разработанные российскими специалистами тепловизионные камеры с блоками интеллектуального видеоанализа. Каждая из них способна обеспечить зону наблюдения до 600м (при том, что обычная видеокамера только 50-70м). Кроме того, тепловизионная камера способна передавать четкое изображение вне зависимости от погодных условий и времени суток, ей не требуется дополнительное освещение.
Справка:Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта, в том числе террористической направленности.
На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей, в 2012 году – в объеме 14 083,1 млн рублей.