«Скай Линк» вчера и сегодня
17.12.2012, 14:46
Как известно, компания «Скай Линк» сейчас принадлежит «Ростелекому». Об этом поговорим с Татьяной Ценовой профессором ЮИМ об этом.
Г-жа Ценова, критики отмечали не раз, что «Скай Линка» накануне продажи был период стагнации… . Утверждают, что этот период пришелся на период с 2009 по 2011 годы.
Об этом говорит и их абонентская база, которая в сравнении с представителями «большой тройки» явно мала.
- Не стала бы так резко обозначать сложившуюся ситуацию. Конечно, можно подобрать различные синонимы для определения ситуации. Наиболее подходящий, скорее всего, спад. До стагнации в тот момент было еще далеко. Будем надеяться, что это не наступит. Напомним, что на момент покупки ситуация в компании улучшилась. Тем более, хорошее начало к выходу из кризиса было положено еще командой Генерального директора «Скай Линка» Гульнары Хасьяновой.
В частности, наиболее значимая для компании Бизнес-единица «Скай Линк-Москва», возглавляемая Виталием Студитских, показала хорошие результаты. Тандем Директора по продажам «Скай Линк-Москва» Михаила Макарова и Коммерческого директора «Скай Линк-Москва» Артура Темирова оправдал себя. Появилось много качественных, эксклюзивных предложений: оригинальные тарифные планы «Проще простого», «Дешевле некуда», интересные предложения для интернет пользователей и т.д. Был хорошо поставлен маркетинг и техническое обеспечение проектов. Именно московские представительства компаний («Скай Линк» не исключение) являются флагманами, вырабатывающими те ценности и ориентиры, которые затем заимствуют филиалы в других регионах страны.
О периоде спада. Приведенные тарифы введены в 2010-начале 2011 года. Они позволили остановить падение голосовой выручки и даже начать ее рост. «Ростелекому» главное не растерять позитивные тренды, наметившиеся в прошлом.
Относительно абонентской базы. Да количество разнится. Но и здесь нет негатива. Политика «Скай Линка» всегда была ориентирована на качество предоставляемых услуг. За количеством проданных сим-карт там погони не было. Политика, провозглашенная сегодня «МТС», «Мегафоном», «Вымпелкомом» нацелена не на наращивание абонентской базы как таковой, а на достижении ситуации, когда пользователи активны в потреблении услуг, когда количество «молчащих» симок сведено к минимуму. Это правильный ориентир. Хорошая цель. Но и косвенное признание былых недочетов. «Скай Линк» следовал такой тактике изначально (подтверждение этому самый высокий ARPU на рынке). Там не было задачи прийти к абоненту. Там знали – прейдут в компанию те, кому нужен качественный продукт и более безопасная связь. Так компания себя позиционировала.
Если анализировать ситуацию с позиции критики, то отметим, что всегда это значительно легче делать в ретроспективном плане. Судить о чужих ошибках всегда проще. Гораздо сложнее анализировать проблемы в плане перспективном, стратегическом, принимая сложные решения, вырабатывая критерии. Тем более, будучи первопроходцами, пионерами в своем деле. Конечно, сейчас легко говорить о несколько завышенных ценах на тарифы, о громоздких мобильных аппаратах. Но рассматривая то или иное решение, нужно анализировать его исходя из простого постулата - целесообразность его принятия на тот конкретный момент, сопоставив плюсы и минусы, а затем, получить, как минимум, хороший результат. А результат был.
В те времена, когда появился молодой оператор «Скай Линк» взявший на себя труд продвижения качественно новой услуги - 3 G, операторы «большой тройки» монополисты и лидеры своей сферы, более опытные и работающие на отечественном рынке связи уже далеко ни один год, только присматривались к этому новому явлению, прежде чем самим включиться в этот процесс.
Лишь позднее, начиная с 2 G, они предложили абонентам удобный интернет используя модемы и функции сотовых телефонов. А «Скай Линк» уже в полную мощь давал потребителям (в основном это были представители бизнес сферы, зачастую не единичные частные клиенты, а корпоративные, которым в течении многих лет такие услуги были необходимы, не смущали их не очень презентабельные мобильные аппараты, громоздкие модемы.
Все это было вторично. Ставка была на качество, безопасность и революционность. Это действительно было фантастикой – доступ в интернет практически с любого места, где был сигнал! А ведь за всем этим стояла команда действительно профессионалов – молодых, инициативных, «выросших» от обычных специалистов до топ мененджеров компании.
Спад был потом. И выход из проблемы искали и находили, предлагая креативные решения. А что касается ошибок, то кто их не делает. Важно иметь время и желание на их исправление. Все, что я сегодня говорю -мое частное мнение, но оно сути не меняет.
«Скай Линк» выкуплен крупной компанией «Ростелекомом». Каково поведение некогда успешного оператора сегодня ?
- Прошло не так много времени после покупки указанной компании «Ростелекомом». Однако, можно сказать, что никаких положительных новелл не произошло. Скорее наоборот. Под столь мощным крылом когда-то передовой поставщик интернета 3 G сегодня ничем не удивляет.
Сотрудников «Скай Линка» «Ростелеком» планирует сократить… . Многие высококлассные сотрудники «Скай Линка» сегодня уже работают у представителей «большой тройки» или вне сферы. Как это объяснить?
Это кризис отрасли. Если мы посмотрим отчеты компаний, то у МТС и Билайна рост выручки ниже темпов инфляции. Именно в данный момент главное, на что должен быть нацелен «Ростелеком», в частности, и телекоммуникационная отрасль России в целом, это сохранить уже имеющийся людской капитал, капитал профессионалов, знающих и любящих то, чем они занимаются. Чтобы «с водой не выплеснули и ребенка». Сложно. Но можно. Это маленькая ремарка к заявлению «Ростелекома» о предстоящем сокращении сотрудников «Скай Линка» на 25 - 40 %.
Конечно, экономически это сокращение оправдано. Но нужно не забывать о балансе количества и качества, помня, что ломать – не строить. И, интересы абонентов – превыше всего. Даже тогда, когда данная компания навсегда перестанет оказывать услуги под своим собственным брендом.
Когда что-то заканчивается, особенно, если это своего рода эпоха становится грустно. А это в своем роде и была эпоха – время Ская. Будем надеяться на возрождение без потери качества, а может и на его улучшение. Такое возможно, учитывая стратегические цели, которые преследовал покупатель.