ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Кто придумал разлив?

Кто придумал разлив?

19.06.2012, 14:26

Присоединение порта Козьмино к магистральному нефтепроводу ВСТО завершено, сообщает информационно-аналитический портал «Нефтетранспортная территория». Пункт приёма нефти заработает в начале июля, говорится в сегодняшнем заявлении порта. Но ещё на прошлой неделе жители приморских посёлков Врангель и Хмыловка были взбудоражены слухами об аварии в расположенном поблизости порту Козьмино. Говорили о бившей фонтаном выше придорожных фонарей нефти, о забрызганных на десятки метров вокруг траве и деревьях. Через несколько дней об истории уже писали местные СМИ – мол, в порту произошла экологическая катастрофа, информацию о которой тщательно скрывают. Информация оказалась «уткой». На деле всё оказалось не так драматично.

Три недели начиная с 25 мая системы порта подключали к магистральному нефтепроводу, второй очереди ВСТО (Восточная Сибирь-Тихий океан). Её мощность составляет 15 млн тонн в год, пуск планируется в конце 2012 года. Просто 1 июня проводились гидроиспытания временных линий сборно-разборного трубопровода, говорится в сообщении для прессы порта Козьмино. Технология требует подключение пункта приёма нефти к действующему магистральному нефтепроводу и предполагает его разгерметизацию в двух местах. Катастрофы не случилось. По плану загрязнённый грунт был вывезен для утилизации, а попавшее в ручей ископаемое топливо поймали в боновые заграждения и деактивировали. Но осадок в душе у местных жителей, тем не менее, остался.

Произошло же это досадное недопонимание вскоре после состоявшегося 5-7 июня визита в Китай президента России Владимира Путина. Новых договорённостей о поставках нефти подписано не было, хотя руководство Поднебесной очень хочет удвоить закупки российской нефти – и довести их до 30 млн тонн в год. Подробно проблему обсудили на Восьмом заседании Энергодиалога Россия-Китай 1 июня в Пекине российский вице-премьер Аркадий Дворкович и вице-премьер Госсовета КНР Ван Цишань. По информации Интерфакс, совместный российско-китайский протокол по итогам Энергодиалога содержал несколько предложений. Первое, увеличение прокачки нефти по трубопроводу Атасу-Алашанькоу через Казахстан в объеме 3 млн тонн. Операторами поставки в этом варианте могли бы выступить ТНК-ВР и «Газпром нефть».

Второе предложение, на котором настояла китайская сторона, состоит в изучении возможности расширения действующего отвода от ВСТО Сковородино-Мохэ с текущих 15 млн. тонн до 22-30 млн. тонн. Третий вариант предусматривал проработку вопроса о строительстве нового отвода от ВСТО в Китай в районе Козьмино мощностью до 15 млн. тонн. Но дело в том, что сделать это возможно только сократив поставки на внешний рынок. А это ставит под угрозу само существование нового, но очень перспективного экспортного сорта российской нефти – Espo (это англоязычная аббревиатура ВСТО). Дело в том, что именно к цене Espo привязана стоимость тех 15 млн тонн нефти, которые сейчас идут в Китай по отводу Сковородино-Мохэ.

Продажи нефти Китаю через нефтепорт Козьмино исключают возможность манипулирования ценой в отличие от поставок по нефтепроводу. Не будет рыночной цены для Espo – Пекин сможет гораздо легче добиваться выгодной ему скидки. Китай в феврале после годичных переговоров уже добился снижения контрактной цены на поставляемую в Мохэ нефть на $1,5 с барреля, так называемой «страновой скидки». Дальнейший рост поставок нефти по трубе позволил бы Китаю требовать от России еще больших уступок. Пока Россия настояла на своей позиции. В Пекине стороны договорились о возможном увеличении поставок нефти из России в КНР, но танкерами через порт Козьмино.

Из 30 млн. тонн нефти, которая будет переваливаться через Козьмино, доля эксклюзивных поставок «Роснефти» для Китая может составить 10 млн. тонн в год, при этом стоимость нефти будет формировать на основе котировок, складывающихся при продаже сырья с отгрузкой из порта. Сорт восточно-сибирской нефти Espo в настоящее время торгуется в Козьмино с премией $4,4 к маркерному сортуDubai. С ростом отгрузки премия может еще более вырасти, что вряд ли совпадает с интересами Китая, желающего покупать российскую нефть по ценам ниже мировых.

В свое время неизвестные «экологи» отчаянно боролись со строительством нефтепровода ВСТО в направлении тихоокеанского побережья, исключающего полную зависимость российского нефтяного экспорта в восточном направлении от позиции Китая. Логично предположить, что с приближением пуска второй очереди ВСТО в СМИ еще не раз появятся сообщения о «фонтанах нефти выше осветительных столбов».

Accelerated with Web Optimizer