Законность сделки по проекту «Новый берег» поставлена под сомнение
23.04.2012, 20:28
Депутатский запрос губернатору Петербурга может стать основанием для отмены одного из самых амбициозных инвестпроектов бывшего губернатора В. Матвиенко и ООО «Северо-Запад Инвеста» Л. Михельсона.
Законодательное собрание Петербурга одобрило запрос председателя комиссии по экологической безопасности населения Анатолия Кривенченко к губернатору Георгию Полтавченко о нарушениях, которые были допущены при принятии решений и реализации скандального проекта намыва искусственных территорий в акватории Финского залива компанией ООО «Северо-Запад Инвест». Проект начал осуществляться не только без необходимых серьезных технико-экономических обоснований, но, согласно приводящимся в депутатском запросе данным, с нарушениями, которые ставят вопрос вообще о законности сделки по проекту «Новый берег».
Депутат и лидер общественного комитета «Чистого залива» Кривенченко поставил перед губернатором Петербурга вопрос о причинах особого отношения к ООО «Северо-Запад Инвест» как при передаче земли, так и по льготе на оплату проекта, а также о целом ряде нарушений вскрывающихся при его реализации.
Депутат сообщает, что учредителями ООО «Северо-Запад Инвест», которое занимается созданием намыва, являлись и являются оффшорные компании ЗАО «СВГИ Гроус Фанд ФАНД (Сайпрус) Лимитед», Eubaea Enterprises Limited, ООО «Левит» и ЗАО «Диалог». Есть основания полагать, что у ряда из этих структур прослеживается аффилированность с бывшим руководством города и рядом чиновников Смольного. Парламентарий просит выяснить, кто конкретно стоит за этими коммерческими структурами и кто из физических лиц является собственником компании. Напомним, что «Северо-Запад Инвест» связывают с газовой компанией «Новатэк», основными совладельцами которой являются Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко, которых СМИ называют «друзьями Путина», а про сына бывшего губернатора Сергея Матвиенко сообщалось, что у него есть совместный бизнес с Леонидом Михельсоном.
Кроме того, Анатолий Кривечнеко интересуется, почему компании были предоставлены в аренду 44 га земли городских лесов, находящиеся на балансе ГУ «Курортный лесопарк». Как стало возможным, что этот факт не был отражен ни в одном распорядительном документе Администрации Санкт-Петербурга при передаче земельных участков на комплексное освоение, в том числе и при проведении торгов и в представленных на общественное обсуждение документах, для участников рынка недвижимости остается загадкой и поводом для разговоров о коррупции. «Северо-Запад Инвест» получил от чиновников Смольного и другую преференцию: городское правительство Матвиенко разрешило компании не оплачивать затраты разработчику документации на земельные участки и проект, что составило более 20 млн рублей.
В запросе Кривенченко также отмечено, что при запуске проекта по намыву искусственных территорий в акватории Финского залива не было оценено его воздействие на окружающую среду, хотя специалисты не раз заявляли, что экологическая опасность, фактор неопределенности проекта представляют угрозу не только жителям Петербурга, но и странам Балтийского региона.
Поддержали депутаты и вопрос Кривенченко о том, на каком основании администрация Петербурга согласовала компании проведение 4 мая публичных слушаний по проекту планировки и межевания намывных территорий, если до сих пор нет результатов государственной экологической экспертизы.
Напомним, в ноябре 2010 года компания «Северо-Запад Инвест» приобрела на городских торгах 376,9 га дна Финского залива, на которых планируется намыть новые территории и к 2029 году построить малоэтажный элитный жилой район площадью 3,5 млн кв. м, а также коммерческие и социальные объекты.
Проект намывных территорий «Новый берег» периодически сопровождают скандалы и судебные разбирательства, обеспокоенные складывающейся ситуацией жители и экологи продолжают инициировать проведение городского референдума против намыва.
В марте 2012 г. председатель комиссии по экологической безопасности населения Законодательного Собрания Петербурга А. Кривенченко попросил прокурора города разобраться с фальсификацией инвестором ООО «Северо-Запад Инвест» протоколов общественных обсуждений по проекту намыва в Финском заливе, которые инвестором, несмотря на то что в протоколах нет подписей принимавших участие в слушаниях противников намыва, были отправлены на госэкспертизу. Кроме того, Кривенченко попросил прокурора Петербурга проверить питерских чиновников времен бывшего губернатора В. Матвиенко на предмет коррупциогенности их решений по данному проекту, так как решение о его реализации проводилось без необходимых технико-экономических обоснований. Сейчас прокуратура Петербурга направила заявление депутата для ответа вице-губернатору города И. Метельскому. Кривенченко уверен, что уровень нарушений, допущенный лоббистами проекта, достиг уже таких масштабов, что ни скрыть его от общества, ни «келейно решить», как сообщает ряд СМИ, планируемой в ближайшее время встречей Л. Михельсона и Г. Полтавченко, не удастся.
Текст депутатского запроса А.Н.Кривенченко, одобренный и направленный Законодательным собранием Санкт-Петербурга губернатору Г.С.Полтавченко:
Вынужден в очередной раз обратиться к Вам по вопросу реализации компанией ООО «Северо-Запад Инвест» проекта по намыву искусственных территорий в Финском заливе. В ответе на мой депутатский запрос по данному вопросу вице-губернатор И.М. Метельский еще раз подтвердил особый статус компании ООО «Северо-Запад Инвест» среди других инвестиционных компаний Санкт-Петербурга.
А именно:
- Пунктом 6.2.1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 608 от 26.05.2009г. «Об условиях проведения торгов на право заключения договора аренды земельных участков …….. для их комплексного освоения в целях жилищного строительства» была предусмотрена обязанность Инвестора (победителя торгов) в трехмесячный срок после подписания договора аренды, компенсировать затраты организации, осуществившей в установленном порядке подготовку документации по планировке территории. Торги были проведены ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» 16 сентября 2009г.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2009 года № 942 (вступившее в силу через 12 дней после проведения торгов, так как было опубликовано 28.09.2009г.) был исключен пункт 6.2.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 608 от 26.05.2009г. (о компенсации затрат разработчику документации).
Такая забота со стороны Правительства Санкт-Петербурга позволила сэкономить ООО «Северо-Запад Инвест» за счет других инвесторов более 20 млн. рублей. Случай единственный в подобной практике.
-Согласно договору №19/ЗКС-01311 от 14 октября 2009 года, заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и компанией ООО «Северо-Запад Инвест», были предоставлены в аренду земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства. Часть этих участков находится на балансе ГУ «Курортный лесопарк», а именно кварталы 1,2,3,4 Сестрорецкого лесничества, общей площадью более 44 га. Этот факт не был отражен ни в одном распорядительном документе Администрации Санкт-Петербурга при передаче земельных участков на комплексное освоение, в т.ч. и при проведении торгов и в представленных на общественное обсуждение документах.
- Согласно приказу Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 №372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» «при принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степени заинтересованности общественности».
Экологическая опасность, фактор неопределенности проекта представляют угрозу не только жителям Санкт-Петербурга, но и странам Балтийского региона. По инициативе общественных организаций вопрос о проведении референдума по реализации проекта был рассмотрен в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, но не прошел только из-за не точного описания местоположения намывных территорий. Какая еще нужна степень экологической опасности и заинтересованности общественности для принятия решения Администрацией Курортного района о форме проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний, а не опроса? А проводить общественные слушания в 15-00 в рабочий день, как это было в Приморском районе, что исключало возможность жителям Курортного района высказать свое мнение по проекту. А предоставление участникам слушаний возможности со стороны администраций Курортного и Приморского районов ознакомиться, спустя 3 месяца после проведения общественных обсуждений (исх. 01-25-602/12 от 06.03.12), с материалами общественных обсуждений? Тем временем, не увиденные большинством участников обсуждения, результаты были отправлены на госэкспертизу.
Такая забота со стороны Правительства Санкт-Петербурга позволила ООО «Северо-Запад Инвест» не повторять печальный опыт общественных слушаний, проведенных 2009 году, когда жители Сестрорецка не допустили «комплексного освоения» этой же части побережья Финского залива компанией «Осло Марин» и проведенные общественные слушания по этому вопросу были признаны несостоявшимися. Проведение опроса, вместо общественных слушаний, единственный случай в подобной практике Санкт-Петербурга.
- В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года N 1707-р в собственность Санкт-Петербурга были переданы земли водного фонда площадью 376,92 га. Инициатором данного распоряжения выступила губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко. Но одной инициативы недостаточно для принятия решения такого уровня. Необходимы технико-экономические, экологические и др. обоснования площади и конкретного места передаваемой территории. Кем, когда и за чей счет был проделан этот огромный труд? Кто согласовал их? Почему эти материалы не были представлены на общественных обсуждениях?
Примечательно, что за 5 месяцев до указанного выше распоряжения вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2009 о проведении торгов по прилегаемой к передаваемому водному фонду территории. Победителем торгов стала компания ООО «Северо-Запад Инвест», как и в следующих торгах по водному фонду.
Список примеров, подтверждающих особый статус компании ООО «Северо-Запад Инвест», можно продолжить, особенно, если вспомнить, кто был генеральным директором этой компании - действующий губернатор Тверской области Шевелев А.В. и ныне действующий генеральный директор – миллиардер из списка «Форбс» Смирнов В.А.
Зная Вас как принципиального человека, который не побоялся закрыть ряд одиозных городских проектов, прошу Вас ответить на следующие вопросы:
1. Учредителями компании ООО «Северо-Запад Инвест» являлись и являются: - ЗАО «СВГИ ГРОУС ФАНД (САЙПРУС) ЛИМИТЕД» республика Кипр; - Компания EUBAEA ENTERPRISES LIMITED республика Кипр; - Компания ООО «Левит» -Компания ЗАО «Диалог Кто стоит за этими оффшорами и кто из физических лиц является собственником компании ООО «Северо-Запад Инвест»?
2. Когда, за чей счет и кто проводил необходимые технико-экономические, экологические и др. обоснования для принятия Правительством РФ распоряжения от 13 ноября 2009 года N 1707-р о передаче в собственность Санкт-Петербурга земель водного фонда. Кто обосновал конкретную площадь 376,92 га и конкретное место передаваемой территории;
3. Почему компании ООО «Северо-Запад Инвест», были предоставлены в аренду земельные участки, находящиеся на балансе ГУ «Курортный лесопарк», а именно кварталы 1,2,3,4 Сестрорецкого лесничества, общей площадью более 44 га для их комплексного освоения в целях жилищного строительства? Как стало возможным, что этот факт не был отражен ни в одном распорядительном документе Администрации Санкт-Петербурга при передаче земельных участков на комплексное освоение, в т.ч. и при проведении торгов и в представленных на общественное обсуждение документах?
4. Почему при принятии решения о форме проведения общественных обсуждений Администрация Курортного района нарушила приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 №372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, в котором прямо сказано о необходимости руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степени заинтересованности общественности?
5. Почему заинтересованные граждане и общественность в течение 3 месяцев была лишены возможности при их обращении в Администрации Курортного и Приморского районов ознакомиться с материалами общественных обсуждений? Почему компанией ООО «Северо-Запад Инвест» были отправлены на госэкспертизу материалы обсуждений, с которыми были лишены возможности ознакомиться, внести свои замечания и подписать не «купленные» компанией ООО «Северо-Запад Инвест» участники общественных обсуждений? Этот факт был очевиден для чиновников Администраций районов, когда они ставили свои подписи на материалах слушаний.
6. Почему Администрация Санкт-Петербурга согласовала компании ООО «Северо-Запад Инвест» проведение 4 мая 2012 года публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания «намывных территорий» без получения заключения государственной экологической экспертизы по данному проекту?
С уважением,
Депутат А.Н.Кривенченко