Бензиновый коллапс на самостийной Украине
09.04.2012, 23:09
На Украине лихорадит рынок бензина. С одной стороны закупки бензина из России упали на 40%, а из Азербайджана и вовсе прекратились. С другой – собственная переработка почти вся встала, пишет Росбалт.
Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, нефтеперерабатывающие заводы страны сократили объемы производства бензина с начала 2012 года на 11,2%, по сравнению с соответствующим периодом 2011 г., сообщает Укринформ.
Объем переработки сырья упал на 25,1%, до 1 млн 729,6 тыс. т, а его поставки на заводы – на 21,1%, до 1 млн 733,7 тыс. т.
Поставки нефти из России сократились на 41,8%, из Казахстана – на 10,3%. Не поступала нефть из Азербайджана. При этом поставки украинской нефти возросли на 55,8%.
В январе-марте 2012 года топливо на Украине производили два из шести нефтеперерабатывающих заводов страны – Кременчугский и Лисичанский, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод.
Большинство крупных нефтеперерабатывающие заводов сейчас приостановлены, а ТНК ВР вообще хочет продать Лисичанский НПЗ из-за его убыточности.
Это происходит на фоне борьбы правительства с некачественным топливом и нелегальными заводами. Уже объявлено, что будет закрыто 137 нелегальных НПЗ. «Мы проанализировали работу так называемых мини-заводов, нелегальных предприятий и пришли к выводу, что это прямой путь к уклонению от уплаты налогов», – заявил министр ТЭК Юрий Бойко.
Он отметил, что «все эти 137 мини-заводов выпускают полуфабрикаты и не платят акцизного сбора». «Мы их будем закрывать. Это будет способствовать стабильной работе основных производителей и наполнению бюджета», – уверен Бойко.
Вместе с ними страдать из-за правительственных инициатив начинают легальные крупные предприятия. Некоторые брендовые сорта бензина объявлены вне закона из-за того, что правительство взялось за качество топлива.
Борясь с некачественным топливом, Минэкономразвития отменило технические условия для производства не только низкокачественных смесевых видов топлив, но и дорогих марок, выпускаемых с помощью присадок.
Вне закона оказались марки: «Экто» («Лукойл»), Energy с присадками компании BASF («Укртатнафта»), Mustang.ua ( WOG ), «Pulls 95» («Окко»), «95 UA» («Кло»), «Pulsar-95» (ТНК), Ventus Diesel (несколько сетей в разных регионах), дизтопливо Formula Diesel DT (ТНК-ВР).
Всего в приказе МЭРТа содержится 37 позиций, половина из которых приходится на различные фракции нефтепродуктов.
В пресс-службе «Лукойла» сообщили, что при аннулировании ТУ на брендированные виды топлива министерство не приняло во внимание тот факт, что они производятся на базе автомобильных топлив экологического класса «Евро-4» и «Евро-5» с использованием высококачественных моющих присадок.
Интересно также, что одни ТУ на брендированные топлива попали в список к аннулированию, а другие – нет, отмечают в компании, передает « Коммерсант-Украина ».
«Досадно, когда доброе намерение используется во вред не только топливных компаний, но и потребителей. Вместо того, чтобы помочь прозрачному и честному рынку и в первую очередь украинским автомобилистам, подобные непродуманные приказы могут нанести непоправимый урон ответственным производителям и нефтетрейдерам», – заявили в пресс-службе ТНК-ВР.
Напомним, 9 апреля министр ТЭК Украины Бойко заявил, что нефтепродукты без содержания биоэтанола будут запрещены к производству на Украине с 2013 года. Ранее, правительство Украины одобрило законопроект о введении плавающей ставки акциза на бензин.