Греция как катализатор европейского финансового краха
06.11.2011, 21:49
Чем больше информации поступает о ходе общеевропейской операции по спасению Греции, тем сильнее ощущение того, что Евросоюз вообще не имеет реального, плана действий, способного увенчаться успехом. Те меры, которые озвучиваются в Брюсселе как спасительные, при ближайшем рассмотрении выглядят скорее эфемерными пожеланиями, нежели проработанными стратегиями, учитывающими в первую очередь наиболее негативные сценарии развития мирового финансового кризиса и его локальных греческих проявлений. Ситуация усугубляется тем, что от итогов спасения Греции зависит будущее всего Евросоюза. Во всяком случае, судьба европейской валюты.
Теоретически всё выглядит достаточно просто и красиво. Чтобы выйти из тупика, половину долгов Греции, составляющих к настоящему моменту около 350 миллиардов евро, предлагают попросту списать, чтобы у частных инвесторов имелась надежда спасти другую половину вложенных в экономику этой страны средств. Разумеется, на такую меру пришлось пойти не от хорошей жизни. Однако уже очевидно, что даже займы на 15 и 30 лет не могут дать гарантий полного возврата денег. Поскольку проценты по кредитам в настоящее время растут быстрее, нежели самые оптимистичные прогнозы по росту экономики Греции, то Афины физически не смогут расплатиться с полным объёмом фактических долгов в сколько-нибудь обозримой перспективе.
Впрочем, как уже говорилось, списание 50% греческих долгов даёт лишь облегчение симптомов и создаёт надежду на спасение самой Греции. Но что делать с другими странами ЕС, состояние национальных экономии которых отличается от бедственного греческого лишь количественно, демонстрируя аналогичное падение? Вроде бы франко-германский тандем предусмотрел ухудшение показателей и других, помимо Греции, стран PIIGS. Во всяком случае, планируется увеличить европейский стабилизационный фонд (EFSF) до одного триллиона евро, что должно помочь оперативно реагировать на возможные сложности в будущем.
Однако предстоит ответить на несколько коротких, но ёмких вопросов. Прежде всего, имеются большие сомнения по поводу того, что 1 триллион евро, этот «последний довод королей», будет способен выступить в качестве панацеи. Ведь общий долг всех банков пяти стран ЕС (Греции, Португалии, Италии, Испании и Ирландии ), находящихся в наиболее сложном положении, составляет сегодня примерно 6 триллионов евро. Объём долгов «срочных», которые могут потребоваться в ближайшее время, составляет 3 триллиона евро.
Кроме того, за счёт каких средств предполагается наполнять стабилизационный фонд размером даже в один триллион? Если верить статистике Stoxx Europe 600 Banks , общая рыночная стоимость крупнейших банков Европы составляет в настоящее время менее 600 миллиардов евро. Что, как нетрудно подсчитать, равняется 10 процентам от долговых сумм, лежащих в зоне риска.
В одном из своих последних интервью, французский президент Николя Саркози заявил, что вхождение Греции в Евросоюз десять лет назад было обманом и большой ошибкой. По словам французского лидера, Греция не была готова для интеграции в еврозону, а при вступлении страна предоставила неверные показатели национальной экономики. Это, безусловно, правда. Негодование французского президента можно понять. Ведь многие французские банки кредитовали Грецию, и в результате сами столкнулись с проблемой нехватки ресурсов. Однако сейчас вообще сложно найти европейское государство, которое соблюдало бы лимиты, оговоренные рядом общеевропейских критериев.
Согласно европейским долговым нормам Пакта стабильности, если государство соответствует нормам ЕС, сумма его долгов не должна превышать 60% ВВП. Однако даже самое экономически мощное государство Европы, Германия, в настоящее время нарастила свои долги до 66% ВВП. И по расчётам аналитиков, к 2013 году это соотношение возрастёт до 82% и будет составлять больше двух триллионов евро в денежном выражении. Долги Франции составляют 75% ВВП и составляют 4,7 триллионов долларов внешних обязательств.
Николя Саркози также отметил, что «страны Европы не могут сами погасить греческую задолженность, так как это приведет к эффекту «домино» и погубит всю мировую финансовую систему». Но откуда же планируется взять средства для наполнения EFSF и дополнительного кредитования Греции? Ранее стало известно, что Брюссель обратился к Пекину за помощью и попросил его выделить кредит в 100 миллиардов долларов.
Однако Китай склонен действовать весьма осторожно. Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил: «Мы убеждены, что мудрость и компетенция политиков Европы позволит им преодолеть текущие проблемы». А государственное информационное агентство «Синьхуа» опубликовало комментарий, в котором пояснило мысль китайского лидера, призвав Европу не рассчитывать на Китай как на «избавителя» от постигшего ее кризиса.
При этом Китай оставляет за собой право оказать помощь своим европейским «друзьям» по «мере возможности», отмечалось в публикации. И «меры возможности» тоже были указаны. В частности, Китай готов оказать помощь ЕС в наполнении EFSF, если европейские руководители согласятся прекратить критику валютной политики КНР, а также гарантируют отсутствие потерь от разницы валютных курсов. Глава EFSF уже заявил, что стабфонд может начать выпускать облигаций в юанях при желании властей КНР, чтобы таковые гарантии предоставить.
Власти Японии последовали примеру Поднебесной, подтвердили намерение приобретать облигации стабфонда, отказавшись инвестировать в антикризисную проектную компанию. Что может быть свидетельством критического уровня недоверия Китая и Японии к результатам всех кредитных операций, связанных с Грецией. Таким образом, единственная конкретика имеется лишь по наполнению EFSF в некотором будущем. Что совершенно не решает нынешних проблем Греции, которая, кажется, не только не желает поддержать инициативы по собственному спасению, но напротив, всеми силами обеспечивает их провал.
Совершенно неожиданно для всех заинтересованных сторон, премьер-министр Греции Георгиос Папандреу предложил у провести референдума по вопросу о второй программе финансовой помощи Афинам, в рамках которой предусматривается передача Афинам 120 миллиардов евро. Папандреу высказал мысль о том, что такие меры могут быть приняты лишь после получения поддержки населения, ведь предоставление очередного транша возможно лишь при дополнительном ужесточении бюджетной политики Греции.
Все это сулит дальнейшую неуверенность инвесторов и панические настроения на биржах. Заявление Папандреу обвалило мировые фондовые рынки сразу после своего оглашения, ведь отсутствие чёткой схемы дальнейших действий Евросоюза самым негативным образом сказывается на биржевых индексах.
Чтобы референдум был проведен, за него должны высказаться 180 из 300 членов греческого парламента. Для этого необходимо, чтобы идею премьера поддержали некоторые оппозиционные партии, так как правящая партия на момент написания статьи обладает лишь 151 одним мандатом (несколько депутатов вышли из фракции).
И практически все представители оппозиции авансом заявили о том, что не согласны поддержать инициативу Папандреу и проголосуют против. Что до населения Греции, то, согласно последним опросам общественного мнения, к предложенным ЕС мерам спасения экономики страны негативно относятся 60 процентов жителей. В то же время, 72 процента населения страны придерживается того мнения, что Греция должна оставаться частью еврозоны. Очевидно, что одновременно выполнить оба пожелания, отказаться от планов ЕС и остаться в еврозоне, попросту нереально.
В дополнение к сказанному можно добавить, что решение о референдуме автоматически приостановит любую помощь от Евросоюза, в том числе и согласованную ранее.
Ведь эта помощь предоставлялась как комплекс мер, и внезапное желание Афин согласовать задним числом эту концепцию путём всеобщего голосования торпедирует всю схему целиком, а не конкретный её участок. «Мы ясно заявили греческим властям, греческим властям — и большинству, и оппозиции, что европейцы и МВФ не могут выплатить седьмой транш программы помощи Греции, пока не будет снята вся неуверенность о результате референдума», — сказал глава Франции по окончании экстренной встречи, посвященной греческой «демократии». «На референдуме в Греции, в сущности, будет решаться вопрос, хотят ли они остаться в еврозоне или нет», — добавила канцлер Германии Ангела Меркель.
Судя по всему, греческий референдум будет иметь широкий международный резонанс.
Китайское государственное информагентство «Xinhua» сообщило, что неожиданное решение Греции провести референдум о новых мерах экономии может вызвать панику на финансовых рынках и распространение долговых проблем за пределы Европы, в связи с чем Китай будет ещё более осмотрителен в вопросах кредитования ЕC.
На этом фоне премьер-министр Греции Георгиос Папандреу заявил сегодня, что готов уйти в отставку сразу
после того, как ведущие политические силы страны подпишут соглашение о
создании коалиционного правительства. Переговоры о создании правительства народного единства продолжаются.
Крупнейшая оппозиционная партия “Новая демократия” называет условием
своего участия в правительстве отставку Папандреу и проведение досрочных
выборов.
Греческий премьер ранее неоднократно заявлял, что готов уйти, если это поможет одобрению плана международной финансовой помощи Греции, без которой страна не сможет избежать банкротства.
Александр Вишняков