Кристин Лагард: возможностей для восстановления мировой экономики становится меньше
26.09.2011, 17:31
Мировая экономика вступила в новую опасную фазу развития. Путь к устойчивому восстановлению еще существует, но он все больше сужается. Чтобы идти по нему, нам нужна сильная политическая воля во всем мире – согласие вместо балансирования на грани войны, сотрудничество вместо соперничества, продуманные действия вместо простого реагирования.
Одной из главных проблем сегодня является слишком большой долг в глобальной финансовой системе – среди государств, банков и домохозяйств, и особенно среди развитых экономик. Это снижает уверенность и сдерживает расходы, инвестиции и создание новых рабочих мест. Эти страны стоят перед слабым и ухабистым восстановлением с неприемлемо высоким уровнем безработицы. Кризис задолженности еврозоны усугубился, и финансовое напряжение растет.
Политическая нерешительность в определенных странах усугубляет положение. Напряженные социальные отношения, бурлящие под поверхностью, также способны сильно подлить масла в огонь кризиса доверия.
В этих обстоятельствах мы нуждаемся в коллективных действиях для глобального восстановления по четырем основным политическим направлениям: исправление, реформирование, восстановление баланса и перестройка.
Во-первых, исправление. Прежде чем сделать что-либо еще, мы должны снизить давление со стороны балансных отчетов – в государствах, домохозяйствах и банках – поскольку связанный с этим риск душит восстановление. Развитые страны нуждаются в заслуживающих доверия среднесрочных планах стабилизации и сокращения государственного долга.
Но слишком стремительная консолидация может повредить восстановлению и ухудшить перспективы на получение работы. Этому есть решение.
Заслуживающие доверия меры, которые обеспечивают среднесрочные сбережения и удерживают их от изъятия, помогут создать пространство для наладки роста сегодня, обеспечивая таким образом возможности для более медленных темпов консолидации. Конечно, точный путь отличается для каждой страны, поскольку некоторые испытывают давление рынка и не имеют никакого выбора, в то время как у других есть больше пространства для маневра.
Также важно снизить давление на домохозяйства и банки. Что касается Соединенных Штатов, то я приветствую недавние предложения президента Барака Обамы направить усилия на обеспечение развития и занятости; и такие действия, как более агрессивные программы сокращения основных сумм долга или помощь домовладельцам в получении преимуществ низких процентных ставок также могли бы в этом помочь. И в Европе государства должны решительно рассмотреть свои проблемы финансирования, проведя надежную финансовую консолидацию. Кроме того, для поддержки роста банки должны иметь достаточные запасы капитала.
Второй проблемой является реформирование, и в первую очередьфинансового сектора. На положительной стороне у нас имеется широкое соглашение по созданию капитала более высокого качества и стандартов ликвидности вместе с поэтапными мерами реализации этого соглашения. Но остаются существенные пробелы, и они должны быть устранены посредством международного сотрудничества без необходимости участия регулирующего арбитража.
Я также включала бы социальный параметр в пункты реформы – особенно потребность определить и лелеять источники роста, способного к производству достаточного количества рабочих мест. Это особенно важно для молодёжи.
У третьей цели коллективного действия, восстановления баланса, есть два значения.
Во-первых, это означает возврат спроса частному сектору, когда он будет достаточно сильным, чтобы нести этот груз. Этого еще не произошло.
Восстановление баланса также включает переключение глобального спроса со стран с дефицитом платежного баланса к странам, у которых имеется большой профицит текущего платежного баланса. В то время когда развитые страны сокращают расходы и увеличивают уровень сбережений, основные развивающиеся страны должны выбрать эту слабину и начать обеспечивать спрос, необходимый для запуска процесса глобального восстановления. Но восстановление баланса также не произведено в достаточной степени, и если развитые страны не устоят перед рецессией, то не спасется никто.
Четвертый императив политики ‑ перестройка.
Многие страны, включая страны с низким уровнем доходов, должны восстановить свою экономическую защищенность – например, усиливая свои бюджетные позиции – чтобы защитить себя от будущих бурь. Это также поможет обеспечить пространство для увеличивающих рост государственных инвестиций и важных систем социальных гарантий.
В сложившейся ситуации Международный валютный фонд – с его 187 государствами-членами – имеет уникальные возможности, чтобы способствовать коллективному действию. Наш политический совет может помочь пролить свет на неотложные проблемы дня – экономический рост, основные слабые места и взаимосвязанность.
Наши займы могут обеспечить передышку для стран, находящихся в затруднительном положении. И, заглядывая за горизонт кризиса, МВФ может также помочь построить более безопасную и более устойчивую международную финансовую систему.
У нас уже не осталось времени для полумер или неразберихи.
Если мы воспользуемся представившимся случаем, то сможем найти выход из этого кризиса и восстановить сильный, жизнеспособный и сбалансированный глобальный рост. Но мы должны действовать быстро – и все вместе.
По материалам Global Action for Global Recovery