Таможенный союз остался без внутреннего контроля
01.07.2011, 19:00
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России с 1 июля отменяет внутренний таможенный контроль. Все таможенные операции переносятся на внешние границы союза.
Это еще один шаг в сторону создания единого экономического пространства.
Россия, Белоруссия и Казахстан с пятницы отменяют налоги и сборы на товары, пересекающие их внутренние границы, а также устанавливают общие экспортные пошлины.
Как следствие этого - белорусские автомобилисты остаются без дешевых иномарок, а пассажиры, перемещающиеся из одной страны союза в другую, больше не могут воспользоваться преимуществами магазинов беспошлинной торговли.
Кроме того, эксперты опасаются ухода ряда российских компаний в Казахстан из-за более благоприятного налогового климата.
Функционировать Таможенный союз начал с 1 января 2010 года, когда был введен единый таможенный тариф на товары, ввозимые из третьих стран. Таможенное оформление на внутренних границах союза было отменено еще год назад, в июле 2010, когда
Однако все это время Казахстан сохранял за собой право на пониженные таможенные тарифы по 406 видам товаров. Теперь Астана оставляет за собой право импортировать 88 товаров по сниженным тарифным ставкам: в основном это медицинское оборудование и лекарства. Власти Казахстана сообщают, что уже пытаются предпринять меры, чтобы не допустить попадания этого импорта на российский рынок.
"Внутренние офшоры"
Как опасаются эксперты, отмена внутреннего таможенного контроля может привести к бегству определенной части российских компаний в соседний Казахстан, где налоговая среда кажется более благоприятной для развития бизнеса.
"Самые большие риски, связанные с возникновением ТС, – это так называемые "внутренние офшоры", - сказал в интервью bbcrussian.com ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. - За счет того, что таможенные контуры едины, а системы административного и экономического регулирования – разные, создается "перепад" между различными национальными законодательствами. В результате целый ряд компаний может перемещаться в другие зоны, под юрисдикцию других стран, при этом сохраняя возможность продавать свои товары на тех рынках, на которые они раньше и выходили".
"Так как на ее [России] территории находится большое количество портов и железнодорожных путей, которые в дальнейшем будут расширяться, это позволит увеличить поток импорта через Россию, а следовательно, и увеличить бюджет страны за счет таможенных отчислений"
Роберт Краснов,
аналитик агентства "Инвесткафе"
По словам эксперта, налоговый режим в Казахстане более либеральный, чем в России, поэтому есть риск ухода российских компаний в Казахстан.
Впрочем, по словам аналитика агентства "Инвесткафе" Роберта Краснова, уже сейчас этот процесс идет полным ходом.
"Сейчас мы можем обнаружить повальный уход бизнеса и производства с российской территории в Казахстан из-за того, что ставка по НДС в России 18%, а в Казахстане 12%, ставка по НДФЛ 13% против 10%, ставка налога на прибыль 20% против 15%, что делает Астану очень перспективным местом по развитию бизнеса и переноса туда производственных мощностей, особенно иностранных инвесторов", - полагает аналитик.
"Повальный уход"
Помимо различий в законодательстве на ситуацию влияет и разная стоимость национальных валют. Компании, ориентированные на экспорт, могут уйти в страны с более слабыми валютами: то есть из России в Белоруссию и Казахстан.
Однако Дмитрий Абзалов уверен, что такое перемещение компаний из одной страны Таможенного союза в другую будет актуально только до момента объединения России, Белоруссии и Казахстана в единое экономическое пространство. Тогда национальные законодательства по ключевым вопросам "будут синхронизированы", и выгода от перемещения компаний будет минимальна. Однако, когда законодательства стран будут "гармонизированы", неизвестно.
Сейчас же российскую территорию, вероятно, покинут в первую очередь компании, у которых в России нет производственных мощностей.
"Скорее речь идет о небольших торговых организациях, которые осуществляют экспорт и импорт товаров с внешних рынков – в основном те, которые работают в китайском направлении", - поясняет Дмитрий Абзалов.
По мнению Краснова, положительным моментом для России в снятии таможенного контроля будет рост потока импорта.
"России данное обстоятельство дает увеличение импортных потоков, так как на ее территории находится большое количество портов и железнодорожных путей, которые в дальнейшем будут расширяться, это позволит увеличить поток импорта через Россию, а следовательно, и увеличить бюджет страны за счет таможенных отчислений", - объясняет аналитик.
Без duty-free
В Белоруссии, тем временем, эксперты ожидают резкого падения спроса на иномарки. Выравнивание импортных пошлин на автомобили для Белоруссии означает их рост.
До 1 июля на автомобильном рынке страны царил ажиотаж. Стоимость "растоможки" автомобиля после этой даты вырастает, в среднем, в четыре раза. Если до первого июля Citroen C1 2007 года выпуска растомаживался за 350 евро, то с сегодняшнего дня - за 1,2 тысячи евро.
Тем временем, как сообщает Интерфакс, магазины беспошлинной торговли duty-free в аэропортах Москвы и Алма-Аты перестали продавать товары тем пассажирам, кто вылетает в страны Таможенного союза. Пассажиров просят предъявить билет, и если покупатель летит в Казахстан, Россию или Белоруссию, ему отказывают в покупке.
Москва, Минск и Астана договорились о создании Таможенного союза в Душанбе в октябре 2007 года.
Вероятным кандидатом на вхождение в Таможенный союз
Как ожидают страны-участники союза, в результате создания единого экономического пространства ВВП России, Белоруссии и Казахстана может вырасти на 15% к 2015 году.
Источник: