Франко-японский альянс Renault-Nissan спасет АвтоВАЗ
17.06.2011, 19:41
К концу 2011 года контрольный пакет российского автогиганта «АвтоВАЗ» будет приобретен франко-японским альянсом Renault-Nissan, который с 2008 года уже является держателем блок-пакета акций крупнейшего автопроизводителя России.
Переговоры о продаже контрольного пакета между альянсом и акционерами «АвтоВАЗа» начались еще в прошлом году.
Тогда глава Renault-Nissan Карлос Гон, что Renault, владеющая блокпакетом акций крупнейшего российского производителя автомобилей, и ее партнер Nissan готовы довести долю в «АвтоВАЗе» до контрольной, они начали вести переговоры о выкупе акций компании у двух других совладельцев — «Тройки Диалог» и «Ростехнологий».
«Мы сейчас обсуждаем с другими акционерами «АвтоВАЗа» варианты. Я не могу вам сказать, когда это точно произойдет, но мы надеемся, что все случится в 2011 году», – отмечал ранее Гон.
Сегодня о своем намерении продать 4% акций компании Nissan заявил только один из акционеров – госкорпорация «Ростехнологии», всего эта бюрократическая структура владеет 25,1% акций предприятия. Вопрос стоимости сделки пока не разглашается. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сегодня в кулуарах международного экономического форума сказал лишь то, что сделка будет осуществлена «за деньги».
Однако как сообщает японское издание Nikkei общая стоимость сделки по приобретению 25% акций «АвтоВАЗа» альянсом Renault-Nissan составляет около 1 млрд. долларов. И из-за этого, как считает издание, переговоры могут затянуться на неопределенное время.
Ранее глава «Тройки» Рубен Варданян говорил, что переговоры о продаже контрольного пакета автозавода еще не закончены, обсуждается, в том числе, вариант продажи акций, принадлежащих «Тройке», как Nissan, так и Renault.
Несмотря на то, что в переговорах между компаниями есть очевидные проволочки, уже в этом году «АвтоВАЗ» ощутит новый прилив сил от иностранного совладельца.
Альянс Renault-Nissan уже заявил о своем намерении вложить в российского автогиганта около 2 млрд. рублей и увеличить продажи за четыре года на 130% до 1,6 млн. автомобилей.
А сейчас вместе с «АвтоВАЗом», который добавляет в общую «копилку» продаж альянса порядка 600 тысяч реализованных автомобилей (в 2010 году ВАЗ продал 570 тысяч машин), Renault-Nissan становится третьим в мире по объему продаж, уступая лишь Toyota и General Motors.
По прогнозам экспертов, общий объем иностранных средств, вложенных в автомобильную промышленность РФ, к 2015 году может вырасти до $5 млрд.
Кое-кто может увидеть в этом враждебную экспансию и проявления колониальной экономики, но более вероятно, что иностранные инвестиции просто постепенно оздоравливают российскую экономику. Иностранные автоконцерны – это та уникальная сила, что потенциально может положить конец репутации российских автомобилей как вёдер с гайками. Теперь главное что бы у госкорпораций хватило воли полностью продать свои доли акций.
Это кстати было бы и лучшим антикоррупционным рецептом, ведь после ухода государства из совладения АвтоВазом, говорить о дотациях автогиганту будет не уместно (да и не нужно), попутно снимутся и подозрения в преступной связи руководства автокомпании с Путиным.
Именно приватизация госактивов является реальной антикоррупционной мерой, вместо бесконечных мантр о том кто с кем дружит и сколько они вместе украли из бюджета.
Особенно пикантно связи с этим смотрится протекционистская политика правительства, что защищала отечественный автопром до тех пор, пока он не деградировал от своих привилегий настолько, что его просто купили иностранные компании, продукцию которых не пускали на российский рынок.
Если бы изначально чиновники не начали эту порочную игру с таможенными привилегиями и субсидиями, то жизнеспособные российские автопроизводители возможно сумели бы перестроиться под глобальный рынок и теперь бы они покупали японские автозаводы. Хотя и обратное, разумеется, не критично.