Другой Saab: не на колесах, а в небесах
06.06.2011, 09:00
Шум такой, что уши вянут: истребитель "Грипен" взмывает в воздух с небольшого аэродрома в предместье шведского городка - и исчезает в облаках.
Самолет делает фирма Saab. Эта марка в мире ассоциируется с едва выживающей автомобилестроительной компанией, но все же фирма не совсем та.
Быстрорастущая аэрокосмическая и оборонная группа, которая тоже носит имя Saab, не только строит более скоростную продукцию. Она еще и более успешна и более важна - как для Швеции, так и для самой корпорации.
Инвестиции по-шведски
Рядом с взлетно-посадочной полосой, которую эксплуатируют не только военные, но и городской аэропорт Линчёпинга, - длинная полоса строений с наличниками. И тут же небольшой приземистый ангар. Здесь-то и строят истребители.
Внутри джаз из радиоприемника состязается со звуком молотков, лупящих по металлу.
На первый взгляд, это скорее кустарная мастерская, чем предприятие выпускающее истребители, входящие в число самых продвинутых в мире.
Проест "Грипен" стал результатом желания Швеции не зависеть от иностранных компаний в том, что касается ее оборонительных возможностей. Способствовала развитию программы и проводимая в этой стране политика поддержки своих производителей.
Швеция поняла, что целевые инвестиции в хайтек - в том числе и в военное самолетостроение - может принести всей стране огромные выгоды. Так говорит Гуннар Элиассон из Королевского технологического института.
"Долгосрочная конкурентоспособность любой индустрии требует присутствия на месте одной или нескольких технологически продвинутых фирм, у которых будут учиться остальные", - пишет он в своей книге.
Инвестиции в проект "Грипен", по данным Элиассона, "аккумулировали дополнительную социальную отдачу обществу в виде заказов, масштабы которых по меньшей мере в 2,6 раза превышают первоначальные инвестиции в развитие".
Новые рынки
Saab тоже не остался внакладе, получив продукт, который продается во всем мире, говорит Леннарт Синдал, возглавляющий Saab Aeronautics, крупнейшее из пяти подразделений группы.
Многоцелевой истребитель-штурмовик-разведчик четвертого поколения Saab JAS 39 Gripen купили ВВС не только Швеции, но и Чехии, Венгрии, ЮАР и Таиланда. Британская авиация использует эти машины для тренировки летчиков по всему миру.
"На нем интересно летать. Сам по себе самолет управляется прекрасно", - говорит британский пилот-инструктор Рис Уильямс.
В фирме Saab уверены в том, что список покупателей сильно увеличится в ближайшие лет 10: порядка 5 тысяч из 13 тысяч истребителей, находящихся сейчас на службе, вскоре должны быть списаны, а некоторые развивающиеся страны готовятся наращивать свои военно-воздушные силы.
"У "Грипена" новые рынки и рыночные возможности появляются постоянно", - подтвердил Леннарт Синдал в интервью Би-би-си.
Битва за контракты
Крупнейший контракт, за который сейчас бьются производители, - это закупка Индией 126 истребителей. Сделка стоимостью в 11 млрд долларов должна быть объявлена в марте 2012 года. Она станет одним из крупнейших экспортных заказов в истории мирового военно-промышленного комплекса.
Фирма Saab недавно получила уведомление о том, что в короткий список претендентов на получение индийского контракта, но надежда умирает последней. "Мы пробиваемся, - говорит Синдал. - Мы точно не сдаемся".
Еще один контракт - бразильский, по меньшей мере на 36 истребителей, а может, и на все 100. И здесь Saab сохраняет оптимизм. "Бразильцы хотят знать о том, каким будет самолет, и лучший способ - это не чтобы мы им рассказывали, а чтобы мы делали это вместе, - поясняет Синдал. - Очень важная часть нашего предложения в том, что мы находимся в такой ситуации, когда можем предложить им участвовать в создании "Грипена" для Бразилии".
Бразильский авиастроитель компания Embraer может участвовать не только в строительстве истребителей, но и в продаже их другим странам Южной Америки, добавляет он.
Важнейший период
В Saab убеждены: их легкая одномоторная многоцелевая машина так же хороша и более дешева в приобретении и обслуживании, чем более мощные двухмоторные истребители - такие как панъевропейский "Тайфун", французский "Рафаль" или "Супер хорнет" от Boeing - не говоря уже о F-35 "Лайтнинг II" компании Lockheed Martin, создание которого оказалось на миллиарды долларов более дорогостоящим, чем планировалось.
"Мы построили демонстрационную версию "Грипена" за 40% расчетной стоимости, потому что применили новый стиль работы, - замечает Синдал. - Почти во всех кампаниях у нас есть преимущество, когда речь заходит о цене - как стоимости приобретения самолета, так и стоимости его обслуживания".
Следующие несколько месяцев станут для компании критически важными: потенциальные покупатели "Грипена" должны будут принять решения.
Руководство Saab понимает, что вряд ли получит все контракты, на которые нацелилось. Но даже если удастся получить некоторые, все равно это принесет фирме миллиарды.
Источник: www.bbcrussian.com